Появится ли в Китае свой Версаче?

Какие китайские торговые марки вы знаете и готовы ли им доверять? Экспресс-интервью на эту тему мы попытались провести среди приморцев, приехавших в Суйфэньхэ на большое мероприятие под многообещающим названием «Ярмарка-выставка известных и высококачестве

30 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2412 от 30 сент. 2008
cf9bde94cc8a2e632ed051634ea1078d.jpg

Какие китайские торговые марки вы знаете и готовы ли им доверять? Экспресс-интервью на эту тему мы попытались провести среди приморцев, приехавших в Суйфэньхэ на большое мероприятие под многообещающим названием «Ярмарка-выставка известных и высококачественных товаров Китая». Но, честно говоря, ничего из этого опроса не получилось.

Собеседники либо называли международные бренды (Giordano, Etam, Esprit, Semir, JeansWest и другие), известные им по поездкам в тот же Суйфэньхэ и другие китайские города (здесь они более широко представлены, чем у нас), либо просто отмечали группу товаров, качество которых им нравится. К примеру, многие говорили, что фабрики соседней страны стали выпускать добротную и красивую детскую одежду, надёжную электротехнику, на прилавках появляется всё больше хорошей обуви. А вот вспомнить какую-то конкретную китайскую марку не могли. Так что надо признать: на сегодня выполнение поставленной руководством КНР задачи – создать собственные бренды, добиться их популярности и любви среди покупателей разных стран - пока находится в начале пути.

Но можно не сомневаться, что Китаю такая цель по силам. Не зря же продукция многих международных корпораций производится именно в этой стране.

- Всё правильно, - согласился генеральный консул России в городе Шэньяне Станислав МУРАВСКИЙ, приехавший в Суйфэньхэ на открытие выставки. – Но теперь китайцы не хотят просто копировать чужие образцы, как делали раньше, а намерены продвигать на рынок свою эксклюзивную продукцию, выводить её на уровень узнаваемых мировых брендов. Они хотят иметь своего Версаче. И сделали для этого уже очень много.

Цена и качество

Ярмарка была организована в приграничном торгово-экономическом комплексе «Шимао», где два года назад вступил в строй шикарный торгово-выставочный центр.

Большую часть павильонов на этот раз занимали стройматериалы, сантехника, электротовары. Хозяева объяснили это так: сейчас в России наблюдается бум строительства и ремонтов жилья, поэтому особенно востребован именно этот ассортимент.

Большой интерес к выставке проявила как китайская, так и российская сторона, и она получилась весьма представительной. Официальную делегацию от Приморья возглавлял председатель Законодательного собрания Виктор ГОРЧАКОВ. Из Пекина приехал торговый представитель России в Китае Сергей ЦЫПЛАКОВ.

Выступая на торжественном открытии, вице-губернатор правительства провинции Хэйлунцзян СУНЬ Яо дал характеристику представленных на выставке торговых марок. Судя по приведённым им данным, в Китае они имеют разный уровень: международные фирменные марки, марки государственной категории, марки провинции. Можно предполагать, что подняться на первую ступеньку довольно сложно, потому что такой товар должен отвечать многим требованиям.

- Выставка в Суйфэньхэ – не разовое мероприятие, как в Харбине, - дал комментарий журналистам Сергей Цыплаков. - Китайские коллеги говорят, что хотят сделать её работу постоянной. Лишь ассортимент будет обновляться и расширяться. Представлять есть что. В Китае уже немало достойных марок в разных отраслях. Например, хорошо знают в мире логотип компании Haier, которая производит большой ассортимент бытовых электроприборов. Сейчас это уже транснациональная корпорация с огромным объёмом продаж. Можно было бы назвать лидеров в производстве телевизоров, автомобилей и так далее.

- Сергей Сергеевич, но ведь ясно, что высококачественная продукция не может стоить копейки. Наш рынок готов перейти на хороший и в то же время недешёвый китайский товар?

- Надо понимать: эра дешёвого китайского ширпотреба заканчивается, что видно даже по нынешней выставке. Дело в том, что меняются и наша покупательная способность, которая диктовала спрос на копеечные вещи кустарного производства, и экономическая ситуация в КНР. За первое полугодие рост производственного индекса в стране (а он определяет отпускную цену продукции предприятий) составил 10 процентов – высокий показатель. И это при том, что государство пока контролирует цены на электроэнергию и нефтепродукты. Но Китай уже подходит к рубежу, когда их надо «отпускать». А если они станут рыночными, то наверняка произойдёт повышение цен буквально на всё. Опять-таки стоимость рабочей силы растёт. Она не может оставаться такой же низкой, какой была в начале 90-х годов.

Поэтому нет смысла рассуждать, готов наш рынок к происходящим переменам или нет. Придётся быть готовым.

«Шимао» иногда оживает

На китайской стороне приграничного торгово-экономического комплекса сделано всё, чтобы здесь могла кипеть деловая и торговая жизнь. Кроме выставочного центра с магазинами открыта респектабельная гостиница с конференц-залами, благоустроена территория. Однако, если не проводятся такие ярмарки, в «Шимао» остаётся тихо и безлюдно.

На пресс-конференции, данной для приморских журналистов, секретарь комитета КПК г. Суйфэньхэ Э Чжунци поделился, на его взгляд, хорошей новостью: «Сейчас решается вопрос, чтобы на территорию приграничного комплекса могли заезжать российские граждане без визы и на своих машинах». Но вот когда это станет возможным, он ответить не смог.

Сергей Цыплаков высказал по этому поводу свою личную точку зрения:

- Необходимо активно создавать инфраструктуру комплекса с нашей стороны границы. Да, нам трудно конкурировать с китайцами, какие бы деньги мы ни выделяли. Но на своей территории было бы хорошо развивать производство, сосредоточить тут предприятия по переработке древесины. Такая возможность есть. Однако вместо этого многие больше говорят о жёлтой угрозе, китайской опасности. А почему бы не пойти на эксперимент? Суйфэньхэ - второй по значимости погранпереход между Россией и Китаем - идеальное место для этого. Здесь проходит 30 процентов торговли древесиной между Россией и Китаем, недалеко порты Приморья. Так давайте сделаем одну экспериментальную площадку и посмотрим, как она будет развиваться. Пока же по-прежнему остаётся масса преград.

Безопасность туристов – под контролем


«Хорошие соседи – почти родственники», - приходилось не раз слышать в Суйфэньхэ. Для приморцев этот китайский городок действительно стал родным. И каждый раз, приезжая туда, искренне радуешься, как быстро он хорошеет, благоустраивается, возводит новые дома и социально-культурные объекты.

Мэр города ФУ Яньчен подтвердил, что в Суйфэньхэ строится жилой микрорайон специально для русских, которые изъявят желание перебраться сюда жить. Мы тут же стали интересоваться, сколько будет стоить квадратный метр в новых домах. Но, оказалось, пока рано говорить о ценах, поскольку они не стабильны. При этом мэр заверил, что покупка квартиры в их городе обойдётся однозначно дешевле, чем в Приморье.

Сколько сейчас россиян постоянно живёт в Суйфэньхэ? Мэр ответил так: «Такие есть. Но их немного».

С проведением выставки совпало открытие в городе большого цифрового центра. Он впечатляет своим суперсовременным оснащением и интересным дизайном. Здесь предоставляется возможность «прогуляться» по электронному городу Суйфэньхэ, узнать подробности его истории. Если хочется отдохнуть, можно поиграть. Со временем будут оказываться Интернет-услуги. Как нас заверили, вход в центр для всех посетителей останется бесплатным.

А самое главное, отсюда, из цифрового центра, идёт видеонаблюдение за жизнью на центральных улицах торгового города. Неприятные происшествия бывают, и все об этом наслышаны. Поэтому российским туристам станет гораздо спокойнее от того, что теперь порядок в городе – под бдительным контролем. В самых оживлённых местах уже установлено 30 камер видеонаблюдения. И количество их будет расти.

~~Комментарий «В»
Первый заместитель председателя Приморской торгово-промышленной палаты Владимир ДЕНИСОВ:
- В состав гостей, приглашённых на выставку, вошли эксперты нашей палаты, которые отметили несомненный рост качества китайских товаров.

Выставке предшествовал конкурс по экспертной оценке (тестированию) образцов товаров по таким показателям, как совершенство выполнения основной функции, универсальность, сырьевой состав, гигиеничность, долговечность, устойчивость, композиционная целостность, качество упаковки и маркировки изделия, лучшее соотношение «цена-качество». К участию в конкурсе образцы принимались только при наличии всех необходимых документов.

До оформления экспозиции прошла серьёзная работа оргкомитета по исследованию товаров, выявлению достоинств и недостатков каждого образца, оценке возможностей дальнейшего продвижения этой продукции на российский и китайский рынки. Власти приграничной провинции вновь продемонстрировали намерение давать «зелёный свет» только качественным изделиям.

За август-сентябрь в выставочном комплексе «Шимао» прошли две крупные международные выставки. Участие в подобных мероприятиях помогает китайским компаниям более объективно оценить самим потребительское качество товаров, повысить конкурентоспособность производимой продукции, наладить перспективные контакты, донести до покупателей информацию о новых малоизвестных марках.

При этом нельзя не отметить невысокий интерес к подобным выставкам предпринимателей Приморья. А ведь продукция в большинстве наших магазинов отличается от той, что можно было увидеть в «Шимао». И наши покупатели хотели бы иметь возможность купить всё это у нас, несмотря на то что такие товары зачастую дороже. ~~

Автор: Надежда БРАЖИНА