В крае стартовала предвыборная кампания
На прошлой неделе дан старт очередному предвыборному марафону, в который уже сейчас включились десятки претендентов на депутатский мандат в новый состав краевой думы. Комментирует ситуацию председатель краевой избирательной комиссии, кандидат юридических наук Сергей КНЯЗЕВ:
На прошлой неделе дан старт очередному предвыборному марафону, в который уже сейчас включились десятки претендентов на депутатский мандат в новый состав краевой думы.
Комментирует ситуацию председатель краевой избирательной комиссии, кандидат юридических наук Сергей КНЯЗЕВ:
- Как вы знаете, в соответствии с уставом Приморского края дума состоит из 39 депутатов, на сегодняшний день соответственно сформировано 39 избирательных одномандатных округов, и идет выдвижение кандидатов, которое должно завершиться через месяц, 6 ноября, в 24.00.
Однако этап формирования команды претендентов на депутатские мандаты - не первый в предвыборной кампании. Если помните, то согласно уставу края полномочия депутатов истекли еще в декабре прошлого года и выборы должны были состояться в январе-марте нынешнего. Но депутаты медлили, и лишь под давлением общественности, крайизбиркома, прокуратуры края дума вынуждена была рассмотреть вопрос о собственном переизбрании, в результате чего и появилась эта дата - 7 декабря.
Не стоит искать злого умысла в подобной “нерасторопности” наших избранников по части сложения полномочий. Я отношу это в первую очередь на счет “младенческого” возраста нашей приморской демократии и несовершенства законодательства. Стоит напомнить, на заре перестройки мы были столь опьянены свободой и демократией, настолько пронизаны этим духом, что казалось, достаточно обозначить в законах лишь самые общие контуры этих идей - и все пойдет как по маслу. Однако жизнь показала - далеко не всегда у избирателей есть законные рычаги влияния на своих же избранников (избрать можем, а отозвать или хотя бы вовремя переизбрать - никак). Так что демократия демократией, а гарантии прав граждан должны быть строго очерчены.
Были проблемы у нас и при формировании окружных избирательных комиссий и определении границ избирательных округов. Что касается первого, то вы помните, что депутаты внесли некоторые изменения в закон о выборах в краевую думу, в котором предусматривалась необходимость утверждения окружных избирательных комиссий самими же депутатами. Данное положение ставило избиркомы в прямую зависимость от тех, кого предстояло выбрать, что грубо противоречило и Конституции РФ, и российскому законодательству. Однако при вмешательстве центризбиркома, губернатора и прокуратуры края мы смогли уберечь депутатов от такого правового казуса, и избиркомы остались независимыми. В противном случае выборы 7 декабря по первому же обращению в суд были бы признаны недействительными.
С определением границ округов также пришлось поработать основательно, поскольку по сравнению с выборами 1994 года здесь изменился подход. Памятуя о некоторых недоразумениях прежних кампаний, которые приходилось выяснять в суде, мы более строго следовали закону о равенстве округов, и сегодня они у нас примерно равны по численности избирателей. Хотя появились иные неудобства: раньше мы старались больше привязывать границы округов к административно-территориальному устройству края, что упрощало функционирование самих избирательных институтов (участковых, окружных и территориальных комиссий). Сейчас мы пошли на нарушение административных границ, и есть округа, в которые входят пограничные населенные пункты двух районов, - это усложняет сам механизм выборов. Но повторю, требование закона о равенстве округов по числу избирателей на этот раз максимально соблюдено. В частности, во Владивостоке стало на один избирательный округ больше - 12. Так что некоторым жителям краевого центра необходимо уточнить, в каком округе им предстоит голосовать.
- Итак, подготовительный этап не без проблем, но пройден. О чем стоит напомнить сегодня тем, кто решился вступать в борьбу за место в приморской думе?
- Стоит напомнить, что с инициативой выдвижения кандидатов могут выступать партии и общественные движения, в уставах которых подобная деятельность оговорена, и при условии, что они в законном порядке зарегистрированы на территории края (на сегодняшний день в крайизбиркоме имеются заявления 8 подобных формирований, объявивших о желании участвовать в выдвижении). Что касается рядовых избирателей, то закон ничем их права не ограничивает, так что с инициативой может выступить и один человек (выдвинув себя, жену, соседа), и группа граждан. Определившись, инициатор должен приступить к сбору подписей в поддержку своей кандидатуры, причем в округе, где предполагается выдвижение. Собрать же необходимо не менее 2 процентов от числа избирателей в данном округе - в среднем по краю это 700-900 подписей.
Стоит напомнить, что приступившие к сбору подписей должны уведомить об этом окружные избирательные комиссии. Однако поскольку закон не регламентирует сроки подобного уведомления, то делать это можно по своему усмотрению - и до начала сбора подписей, и во время, и по завершении. Хотя мы рекомендуем все-таки прежде уведомить избирком.
Ну и, конечно, стоит напомнить, что выдвигаемый должен быть гражданином Российской Федерации, проживающим на территории края (при этом необязательно на территории округа), и не моложе 21 года на момент голосования.
- Наученные печальным опытом, не можем не поинтересоваться - а что может на этот раз воспрепятствовать народному волеизъявлению?
-Первое, что может, - отсутствие финансирования избирательной кампании. Последний год все наши избирательные институты работают практически без финансовых поступлений. Задолженность краевого бюджета перед избирательными комиссиями в этом году фактически стопроцентная, из 14 миллиардов положенных нам рублей мы получили чуть более миллиарда. Мы еще не рассчитались за прошлые выборы. Полторы тысячи участковых комиссий, десятки тысяч людей отработали фактически “за спасибо”. И если в больших городах мы хоть немного, но можем еще рассчитывать на энтузиазм работников избиркомов, то в районах края те небольшие деньги, которые получают люди за работу на выборах, зачастую являются единственным источником дохода семьи.
- Вы полагаете, что в канун выборов возможны перекрытия Транссиба голодными работниками избиркомов?
- До этого, надеюсь, не дойдет, но и рассчитывать на бесплатную работу участковых комиссий нам не следует.
И еще один риф, который надо преодолеть. Несмотря на наши попытки убедить краевую думу отменить 25-процентный барьер явки на избирательные участки, предложение это принято не было. Что также ставит успех или неуспех плебисцита в зависимость от активности и сознательности избирателей.
- Ленинградский вариант, когда из-за низкой активности избирателей срок голосования был продлен на день, для нас неприемлем?
- Думаю, подобная легкость обращения с избирательным законодательством Приморью непозволительна: что простится Санкт-Петербургу, не простится нам. Хотя и там есть вероятность опротестования результатов выборов - именно из-за этой “вольности”.
Так что стоит надеяться, что ситуация вокруг выборов в краевую думу будет развиваться строго в рамках правового поля, если, конечно, наши властные лидеры остерегутся невразумительных политических жестов, дестабилизирующих ситуацию в крае.
- Здесь загадывать сложно, поскольку уже сейчас избиратели начинают путаться из-за обилия постановлений (легитимных и нелегитимных) о назначении выборов в думу Владивостока, муниципальных советов и глав...
- Что касается выборов в городскую думу Владивостока, то ни у кого сегодня сомнения нет - они должны быть назначены. Но говорить о конкретной дате их назначения пока нельзя - тем более в условиях нынешнего фактического двоевластия. Постановление же назначенного думой и. о. о выборах 7 декабря носит, по-моему, скорее программно-политический, нежели юридический характер. Хотя, конечно же, оценку этому документу должен дать суд.
- А что насчет постановлений “эксгумированных” Копыловым районных глав - о назначении выборов в упраздненных Черепковым районах города?
- Здесь больше вопросов, чем однозначных ответов. Даже среди специалистов единого мнения нет - можно представить, что творится в умах рядовых граждан. На мой взгляд, какие-то основания для назначения этих выборов все-таки есть. Прежде всего потому, что появился закон Приморского края о территориально-административном делении, где за районами Владивостока однозначно закреплен статус муниципальных образований, обладающих правом иметь свои органы местного самоуправления. И в этой части основания для объявления выборов есть. Но нельзя не замечать и аргументацию оппонентов такого установления, утверждающих, что попытка аналогичных районных выборов уже раз была опротестована Верховным судом России. Так что здесь ситуация неоднозначна, и, видимо, судебные разбирательства по этому вопросу еще предстоят. Что, конечно же, не способствует ясности ситуации для избирателей.
Автор: Отдел информации “В”