Саммит АТЭС light
В конце минувшей недели Владивосток подтвердил свой имидж «открытого порта». В краевом центре прошёл 13-й саммит руководителей региональных администраций стран Северо-Восточной Азии. Другими словами - встреча губернаторов приморских регионов стран, прилег
В конце минувшей недели Владивосток подтвердил свой имидж «открытого порта». В краевом центре прошёл 13-й саммит руководителей региональных администраций стран Северо-Восточной Азии. Другими словами - встреча губернаторов приморских регионов стран, прилегающих к бассейну Японского (по корейской версии - Восточного) моря. Традиционные участники этих встреч – руководители японской префектуры Тоттори, южнокорейской провинции Канвон, китайской провинции Цзилинь, а также Центрального аймака Монголии (учитывая, что «удобный» монгольский флаг известен всему миру, Монголию смело можно назвать морской державой). Северная Корея пока присматривается.
Долго запрягаем, но быстро ездимНачиная с 1994 года встреча региональных глав стран Северо-Восточной Азии проходит уже в 13-й раз (то есть ежегодно, за единственным исключением в 2001 году). Приморье принимает саммит впервые, хотя, например, в префектуре Тоттори и провинции Канвон это мероприятие проходило по четыре раза, в провинции Цзилинь – трижды, и один раз - в Центральном аймаке Монголии. В 2005 году мне довелось побывать на аналогичном мероприятии в Южной Корее, участники которого то и дело выражали своё сожаление в связи с отсутствием приморского руководства. «В своё время ещё губернатор НАЗДРАТЕНКО подписал соглашение о сотрудничестве Приморского края и провинции Канвон. Жаль, что нынешняя администрация Приморья пока не видит в этом целесообразности», - сетовал профессор Канвонского университета КИМ Юн Сик.
Впрочем, лучше поздно, чем никогда. Как гласит приписываемая то Бисмарку, то Черчиллю крылатая фраза, «русские долго запрягают, зато быстро ездят». Пришла очередь и Владивостока принимать лидеров приморских регионов соседних стран. Цель подобных саммитов - формирование в бассейне Японского моря «общего межцивилизационного коммуникативного пространства». Проще говоря, добрососедское общение на актуальные темы, без которого коммуникации на межправительственном уровне будут не столь эффективны. Каждый саммит бывает посвящён какой-то одной главной теме. На этот раз таковой стало развитие трансграничной экономики стран Северо-Восточной Азии. Участников встречи в Доме переговоров приветствовал губернатор Приморья Сергей ДАРЬКИН, после чего представитель МИД РФ во Владивостоке Игорь АГАФОНОВ огласил послание министра иностранных дел России Сергея ЛАВРОВА.
То берег левый нужен им, то берег правый…Один из самых интересных проектов, касающийся всех регионов-участников саммита, представил губернатор японской префектуры Тоттори ХИРАИ Синдзи. Это открытие уже в феврале 2009 года морской грузопассажирской линии между японским портом Сакаиминато (префектура Тоттори), корейским Тонхэ (провинция Канвон) и Владивостоком. Этот «япономорский треугольник» далее может быть продолжен в направлении японских городов Осака, Токио, Нагоя, южнокорейского Сеула, Монголии и северо-востока Китая, а также Москвы и в целом Европы. Сегодня «слабым звеном» в этой и других возможных транспортных схемах японцы называют именно Приморье. «Уникальным явлением является то, что среди участников саммита существует один регион вне нашей досягаемости. Это российский Приморский край», - говорится в представленном во Владивостоке докладе председателя Комитета содействия экономике Японского моря АДАЧИ Тоичиро. Впрочем, Сергей Дарькин сообщил, что приморские власти в течение последнего года держали этот проект на контроле и всячески способствуют скорейшему открытию линии. Более того, по словам Дарькина, уже есть конкретные варианты обеспечения грузовой базы на маршруте Сакаиминато - Владивосток: «Правительство РФ ведёт переговоры с крупными японскими компаниями о строительстве в Приморье автомобильного завода. Это огромная новая грузовая база, а порт Сакаиминато расположен в наиболее удобном для этого месте».
Губернатор южнокорейской провинции Канвон КИМДжин Сун, со своей стороны, призвал коллег добиваться у своих правительств создания особых экономических зон в соответствующих регионах (как известно, в Приморье на статус такой зоны портового типа претендует Восточный) и развивать транспорт и туризм. В докладе мэра города Тонхэ КИШ Хак Ки с оптимизмом говорилось о будущих поставках российского природного газа в Республику Корею: от Хабаровска до Владивостока и границы с КНДР трубопровод пройдёт по суше, а затем - под водой, вдоль берега Японского моря.
Вице-губернатор граничащей с Приморьем китайской провинции Цзилинь ЧЭН Вэйгэнь призвал активизировать освоение бассейна реки Туманной и пригласил всех коллег в сентябре 2009 года в Чанчунь на 5-ю торгово-инвестиционную выставку. По его словам, власти провинции заинтересованы в расширении связей между городом Хуньчунем и приморским портом Зарубино. Замначальника канцелярии по освоению бассейна реки Туманной при правительстве провинции Цзилинь ЦУЙ Цзюнь в своём докладе конкретизировал: в районе Туманной, где смыкаются территории КНДР, КНР и РФ, необходимо развивать инфраструктуру, прежде всего транспортную. Существуют планы открытия в Хасанском районе новых совместных российско-китайских предприятий по деревопереработке, а также цементного завода. Кроме того, цзилинцы предлагают создавать в этом же районе экологическую туристическую трансграничную зону «Хуньчунь - Хасан», а также создавать аналогичные зоны совместно с КНДР и Монголией.
Со своей стороны, Сергей Дарькин пригласил коллег поучаствовать в подготовке Владивостока к саммиту АТЭС-2012, который, по словам приморского губернатора, даст толчок всей Северо-Восточной Азии.
Мы, нижеподписавшиесяВ рамках переговоров деловых кругов во владивостокском отеле «Хёндэ» прошла презентация вышеназванных регионов Японии, Кореи, Китая и Монголии. В завершение саммита первые лица подписали совместную декларацию, в которой пообещали всемерно укреплять межрегиональные связи. В частности, предлагается поддержать создание морской грузопассажирской линии «Сакаиминато – Тонхэ - Владивосток» и других подобных транспортно-логистических схем, а также развивать уже существующие линии. Губернаторы сошлись на том, чтобы наращивать обмен опытом в области охраны природных ресурсов, для чего представляется целесообразным создать специальный совет природоохранителей из соответствующих региональных администраций.
Кроме того, участники саммита решили по мере сил поддерживать проведение ближайших международных мероприятий в соответствующих регионах. Это третий международный экофорум «Природа без границ», который пройдёт в ноябре 2008 года во Владивостоке, Фестиваль национальных искусств (2009, Тоттори), конкурс на проведение зимних Олимпийских игр-2018 в Пьончанге (Канвон), 5-я торгово-инвестиционная выставка Северо-Восточной Азии (2009, Цзилинь), а также следующий, 14-й саммит региональных администраций. В 2009 году его решено провести в Центральном аймаке Монголии.
Автор: Василий Авченко Олегович