Крайнего не нашли

Руководитель Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Андрей КРАЙНИЙ так и не прилетел на Международный конгресс рыбаков. И это несмотря на то, что анонс его визита во Владивосток активно тиражировали телевизионные компании и информационные агентства.

9 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2400 от 9 сент. 2008

Руководитель Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Андрей КРАЙНИЙ так и не прилетел на Международный конгресс рыбаков. И это несмотря на то, что анонс его визита во Владивосток активно тиражировали телевизионные компании и информационные агентства. Крайнего срочно вызвали в Москву, и он был вынужден с Сахалина отправиться не в Приморье, а в столицу. Поэтому на пресс-конференции «отдуваться» за своего шефа пришлось нашему земляку, начальнику Управления науки и образования ФАР Владимиру БЕЛЯЕВУ. Несколько вопросов Владимиру Алексеевичу задал и корреспондент «В».

– Для устойчивости отрасли и прибыльности этого бизнеса, для обеспечения внутреннего рынка и выполнения соглашений по экспорту продукции необходимо много трудиться. В Федеральном агентстве по рыболовству проводится большая работа по поддержанию на плаву предприятий отрасли, готовится нормативно-правовая база для проведения успешных промыслов, для стимулирования экономической, в том числе внешней деятельности. Совместными усилиями правительства, Федерального собрания, региональных властей и рыбацкого сообщества нам удастся вывести рыболовство из системного кризиса. Грядут перемены, хоть и запоздалые шаги, но очень необходимые.

– За последний год стоимость тёмных и светлых видов судового топлива поднялась почти в два раза. Правительство как-нибудь планирует влиять на ситуацию?

– Уже состоялось заседание правительства, на котором обсуждался именно этот вопрос. Речь шла о компенсации затрат на топливо добывающим и перерабатывающим предприятиям. Если раньше цена на топливо в стоимости рыбопродукции была на уровне 20-25 процентов, то сейчас минимум 43, а порой зашкаливает и за 60 процентов. Правительство понимает, что есть объекты промысла для малообеспеченных слоёв населения. Их стоимость довольна низка и доступна для большинства людей. Высоколиквидные виды (например, минтай в Охотском и Беринговом морях, сайра) и по себестоимости ещё терпимы для рыбаков. Но не особо ликвидные (охотоморская сельдь) становятся убыточными. Снаряжать туда экспедиции рыбаки не торопятся. А людям надо покупать рыбу по 40 рублей за килограмм.

Правительство не собирается дотировать всё накрученное нефтянкой за последнее время и все неожиданные сверхплановые затраты рыбаков. Но частично дотации будут. Сейчас решается вопрос, какой именно процент возьмёт на себя государство. Документы подготовлены, ждём решения кабинета министров. Ситуация должна выровняться. Государство будет поддерживать тех, кто выпускает малорентабельную продукцию.

Одновременно высветилась ещё одна проблема. Это энерго– и топливозатратность используемых сейчас двигателей. Ряд стран даже законодательно запрещает заходить в свои порты или прибрежные воды судам на так называемом тяжёлом топливе. То есть они берегут экологию. Российским судам нужны новые энергетические установки, экономные двигатели.

– Надо строить или покупать новые суда…

– Назрела необходимость модернизации имеющегося и строительства современного флота. 12 августа 2008 года принята федеральная целевая программа по судостроению и обновлению флота. Выделяется 32 миллиарда рублей из государственного бюджета. Часть денег направят и на рыбаков: субсидирование, снижение процентных ставок. К сожалению, отечественное судостроение потеряно, нужно начинать заново. Поэтому понадобится много лет, прежде чем мы выйдем в море на судах собственной постройки. Но начинать двигаться в этом направлении нужно прямо сейчас. Некоторые предприятия в последние годы хотели бы разместить заказы на зарубежных верфях. И столкнулись с ситуацией, когда нужно постоять в очереди на верфях Норвегии и Испании. Новых судов, способных ловить в любых районах Мирового океана, работать экономично и эффективно, строят за границей не так много.

Осенью в Калининграде проведём совещание и определим базовые суда, которые начнём строить на российских верфях. Надеемся, что комплектующие из-за рубежа не будут облагаться таможенными пошлинами. В первую очередь это касается двигателей, навигационного и поискового оборудования. Что касается сборки перспективных двигателей, то соответствующее СП планируем создать на территории Белоруссии. Сама же постройка судов развернётся на действующих заводах создаваемого холдинга. В числе прочего государство за свой счёт построит 27 научно-исследовательских судов. Большая часть предназначена для Дальнего Востока.

Всё вместе взятое позволит рыбакам остаться на плаву. Ряд послаблений планируется и по другим направлениям. К примеру, рыбакам дают возможность применения единого сельскохозяйственного налога. Каждое предприятие само должно принять решение об его использовании или продолжении работы в нынешних налоговых рамках. Квоты теперь выделяют на 10 лет, это даёт рыбакам возможность планировать дальнейшую работу. Предприятия получат доли на основании исторической справедливости с учётом последних четырёх лет. Для этого создана специальная комиссия.

– Наука прогнозирует возвращение в наши моря сельди-иваси?

– В перспективе надежда есть, что эта рыба через несколько лет вернётся к нашим берегам. В своё время местные рыбаки ловили до миллиона тонн иваси в год.

– Собирается ли государство возвращаться в Мировой океан? В частности, к берегам Перу, Новой Зеландии...

– Сейчас создаётся федеральное предприятие Росрыбфлот с филиалом на Дальнем Востоке. У государства есть суда, переданные в аренду на Камчатке (ярусоловы) и Сахалине (тральщики), их вернут. Этот флот также может отправиться в открытый океан. Кроме того, привлечём флот частных компаний. В любом случае экспедиции будем формировать.

Автор: Николай Кутенких Николаевич