Орган обрёл удочерённые трубы
Во владивостокском римско-католическом приходе Пресвятой Богородицы большой праздник. Здесь появился духовой орган. Первый на Дальнем Востоке. Электронный орган с четырьмя мануалами и 94 регистрами приход получил ещё несколько лет назад. Но, признаётся ви
Во владивостокском римско-католическом приходе Пресвятой Богородицы большой праздник. Здесь появился духовой орган. Первый на Дальнем Востоке.
Электронный орган с четырьмя мануалами и 94 регистрами приход получил ещё несколько лет назад. Но, признаётся викарий прихода и директор музыкальных программ отец Даниил, многие не ходили на концерты оттого, что орган вроде как был «ненастоящим» – без труб. Их звук был записан в студии и воспроизводился компьютером, вмонтированным в кафедру управления органа. Сегодня технологии позволяют комбинировать электронные инструменты с духовыми, это сокращает технические сложности в установке духовых органов и финансовые расходы.
В июле этого года к электронной части органа был добавлен набор духовых регистров, состоящий из 540 труб.
Отец Даниил берёт несколько аккордов на электронных и духовых регистрах. Разница явно слышна. Электронные звуки более приглушённые, духовые – объёмные, возвышенные.
Новый духовой орган стоит около 120 тысяч долларов. У отнюдь не самого богатого владивостокского прихода таких денег, конечно, не было.
– В Интернете я нашёл объявление о продаже духовых регистров. Раньше эти трубы находились в католической церкви святого Амброзия в городе Сент-Пол (столице штата Миннесота, США). Для нас эта установка стоила примерно десятую часть от цены новой. Но и это немало. И мы развернули… как бы проще сказать… рекламную кампанию среди американских спонсоров. Попросили богатых людей «удочерить» одну трубу – дать по 50 долларов. И каждая труба этого духового органа принадлежит кому-то. Фирма Rodgers, изготовитель нашего электронного органа, сама не делает трубы. Установку сделала известная итальянская фирма Fratelli Rufatti из города Падуя (близ Венеции).
Отец Даниил снова берёт несколько аккордов и довольно улыбается:
– Пойдёмте, покажу, как устроен орган.
По приставной железной лестнице поднимаемся наверх. Здесь компрессоры, резервуары для воздуха, трубы. Ещё выше – сама установка. 540 труб – больших, которые дают самый низкий звук, и малюсеньких – они звучат высоко-высоко. Этой установки ждали полтора года, пока был ремонт. В октябре, когда её привезли (а сделал это американский мастер Денис ДЕВИС, который ухаживал за органом в церкви святого Амброзия), оказалось, что в один из десяти больших ящиков попала вода. Слава богу, трубы уцелели, но некоторые детали всё-таки пришлось менять. В июле трубы начали устанавливать. Денис, отец Даниил и два прихожанина потратили на это месяц. А теперь орган настраивают – это ведь уже не точная электроника, два-три раза в месяц викарий вместе с органистом прихода Мариной ОМЕЛЬЧЕНКО работает со звуком.
Потом настраивать орган будут реже – надо, чтобы инструмент «привык» к новой акустике (кстати, владивостокский приход больше, чем церковь святого Амброзия, поэтому пришлось даже интонировать орган, чтобы трубы звучали громче).
– Хочу купить поролон, чтобы смягчить шум компрессора, – делится викарий. – Ещё надеемся к середине сентября покрасить рередос (это деревянная часть зала, скрывающая трубы. На ней – распятие, а наверху – скульптура покровителя церкви, в нашем случае – Пресвятой Богородицы) и повесить на нём шторки, прикрывающие трубы. Ведь с 14 по 19 сентября мы планируем провести мероприятия по освящению органа и концерты. Наш органист Марина Омельченко и профессор Московской консерватории им. Чайковского Алексей ПАРШИН исполнят музыку очень известных композиторов – от эпохи барокко до поздних романтиков: Баха, Франка, Вивальди. Знаете, у них абсолютно разное звучание, у одних строгое, интеллектуальное, у других – эмоциональное. Надеемся, теперь слушателей на наших концертах станет больше!
Автор: Валерия Федоренко Павловна