Последствия войны на Кавказе: следующий шаг за ООН?
Ситуация на Кавказе остаётся в последнее время главной темой мировых новостей и политической аналитики. Владивосток в этом смысле не исключение - все региональные СМИ, газеты, телевидение, Интернет-сайты внимательно следят за ситуацией, в самом деле оказа
Ситуация на Кавказе остаётся в последнее время главной темой мировых новостей и политической аналитики. Владивосток в этом смысле не исключение - все региональные СМИ, газеты, телевидение, Интернет-сайты внимательно следят за ситуацией, в самом деле оказавшейся далеко не безразличной большинству жителей нашего города. Попробуем разобраться в том, что же всё-таки произошло в маленькой республике и каковы предварительные итоги кавказского инцидента.
Последним и, пожалуй, ключевым моментом стало подписание во вторник президентом России Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ указов о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Что же этому предшествовало?
Сейчас уже не вызывает сомнения, что чуть ли не ключевую роль в грузинской военной авантюре сыграло глобальное информационное обеспечение югоосетинской драмы. CNN, BBC, Fox-TV и другие каналы США и стран Запада словно уже были осведомлены о готовящейся войне и все первые её часы демонстративно отмалчивались. После того как Россия с целью прекратить бойню в Цхинвале была вынуждена вмешаться в конфликт, все как по команде заговорили о войне «амбициозного северного соседа» против «маленькой свободолюбивой» Грузии.
Чего уж там, никто и не ожидал, что в конфликте на Кавказе западные СМИ заявят о любви к России и сразу же начнут клеймить агрессора СААКАШВИЛИ. Всё-таки стереотипы времён «холодной войны», предопределившие такой успех антироссийской риторики на Западе, по-прежнему сильны. Понятное дело, что в таких условиях Россия в глазах западных стран сама стала «международно признанным агрессором», введшим свои войска на территорию другого государства. Грузия же, в свою очередь, стала «международно признанной жертвой агрессии».
И тем не менее, похоже, Саакашвили явно переоценил вес Грузии в мировой геополитической ситуации. Не учёл он и возможную поддержку Россией своих миротворцев и граждан в Южной Осетии, а также укрепившиеся за много лет связи Москвы с двумя республиками. Неудивительно, если эта ошибка будет стоить грузинскому президенту карьеры уже в самом ближайшем будущем.
Последние действия Саакашвили привели Грузию к окончательной и безвозвратной потере своих бывших территорий. После того как стало ясно, какими методами добивается своих целей грузинский президент, ни о каком урегулировании грузино-абхазского или грузино-югоосетинского конфликтов теперь не может быть и речи. Ни при каких условиях Абхазия и Южная Осетия более не вернутся в состав Грузии. Что же касается международного признания, то двум республикам будет вполне достаточно получить его со стороны России и оставшихся стран СНГ.
В результате своей военной операции Грузия оказалась отброшена на много лет назад в своём военном и экономическом развитии: уничтожена инфраструктура, страна принимает гуманитарную помощь. Кроме того, был нанесён сильный удар по духу армии, которая оказалась в совершенно неуправляемом состоянии и была вынуждена отступить, побросав оружие. Нет никаких гарантий боеспособности такой армии в будущем.
Вместе с тем последствия событий, происходящих сегодня на Кавказе, гораздо серьёзнее. Стала наконец всем понятной беспомощность ООН и других международных структур, которые замерли в безмолвии, наблюдая за ходом вооружённого столкновения в Цхинвале. Западная Европа в очередной раз проявила непонимание и колебания в отношениях с Россией, и ООН в конечном счёте так и не смогла выработать механизма, способного предотвратить кровопролитие.
Фактически к такому кризису организацию подвело недавнее признание Соединёнными Штатами и несколькими европейскими странами независимости Косово вопреки протестам России, не преминувшей назвать происходящее возможным прецедентом для будущего признания Южной Осетии и Абхазии, которые, к слову, имеют не меньше оснований претендовать на международное признание, чем Косово.
Аналогий для этого более чем достаточно. Известно, что гарантом безопасности в Косово выступили страны НАТО и Евросоюз. В грузино-югоосетинском конфликте – Россия. И в том и в другом случаях сторонами фиксировались неоднократные нарушения международного права, отступления от ранее заключённых соглашений, убийства мирных жителей, теракты и т. д. И в этой связи последние этнические чистки, развязанные Саакашвили в отношении осетин, дают тем намного больше оснований претендовать на независимость, чем косоварам, которых из «Градов», как в Осетии, не расстреливали и в городах в массовом порядке, как это было в Цхинвале, не уничтожали. По этой же причине грузинский президент, развязавший войну против – номинально – своего народа, сейчас имеет гораздо больше оснований предстать перед международным судом, чем С. МИЛОШЕВИЧ, скончавшийся в тюремной камере в Гааге.
Нельзя забывать и о том, что в Северной и Южной Осетиях, расположенных по обе стороны российско-грузинской границы, проживает один и тот же разделённый народ - осетины. И в условиях, когда общепризнанные принципы международного права перестают быть незыблемыми, может возникнуть ситуация, когда на первый план выходит право народа на своё воссоединение.
В Абхазии ситуация несколько сложней. Понятное дело, что Москва не может оставаться беспристрастной к событиям на территории непризнанной республики в преддверии Олимпиады в Сочи в 2014 году, фактически ставшей для России национальным проектом и фактором международного престижа. Однако стабильная ситуация и мир в Абхазии играют на руку и ООН, рискующей в случае развязывания здесь новой войны окончательно потерять к себе доверие.
Таким образом, выход из сложившейся сегодня ситуации на Кавказе только один - сделать решение по Косово прецедентным и начать обсуждение международного статуса Абхазии и Южной Осетии. Вполне жизнеспособным здесь выглядит и вариант с так называемым обоюдным признанием (Запад признает независимость обеих республик в обмен на признание Россией Косово), учитывающий интересы всех сторон и закрепляющий международно-правовую практику таких прецедентов. В этом и видится восстановление ООН своей регулирующей роли – как на Кавказе, так и во многих других регионах.
Автор: Владимир КАРЕВ