Берег левый – берег правый

Во Владивостоке в последнее время много разговоров идёт о строительстве моста через бухту Золотой Рог, и практически ничего не слышно о его собрате, который должен приблизить к материку остров Русский. Возможно, это связано с тем, что первая стройка наход

22 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2391 от 22 авг. 2008
90bb685e64b3c22462de1f373a8c126c.jpg

Во Владивостоке в последнее время много разговоров идёт о строительстве моста через бухту Золотой Рог, и практически ничего не слышно о его собрате, который должен приблизить к материку остров Русский. Возможно, это связано с тем, что первая стройка находится в самом центре и на виду у горожан. Мостовой же переход через пролив Босфор-Восточный возводится почти на самой оконечности материковой части Владивостока. Корреспонденты «В» побывали на полуострове Назимова, где и развернулись первые работы.

На Назимове строительный бум

Транспарант у въезда на эту стройплощадку уведомил нас, что работы начались в июне. И в самом деле, на полуострове Назимова оживлённо. «Стройка века» напоминала о себе рёвом экскаваторов, которые трудились на верхней площадке и готовили её под будущие опоры для эстакады моста.

Подъехать к ней уже сейчас можно по добротной бетонке, которая появилась на Улиссе совсем недавно, но там, где она обрывается, после циклона - сплошное месиво из глины. И всё же нам удалось преодолеть полосу препятствий и побеседовать со строителями.

Машинист буровой установки, который имеет опыт возведения мостов в Москве, Новокузнецке и других городах, пояснил, что сейчас бригада занимается изготовлением свай. Чтобы затем пробурить колодец. Стройке нужна вода.

- Во Владивостоке мы три недели, - пояснил один из строителей. – Город нравится. Нам раньше не приходилось строить мосты в море, а этот будет одним из самых больших в нашей практике.

При подготовке территории под строительство мы столкнулись с твёрдыми горными породами. Они чем-то напоминают скальный грунт Новокузнецка. А в целом никаких проблем.

На вершине небольшой сопки, которая отмечена на карте как высота 83 метра, служба управления движением судов. Её сотрудникам сверху видно всё, что происходит в округе.

На акватории пролива у берега возведён металлический каркас. Здесь проводятся изыскательские работы по изучению дна. На этом месте в скором времени начнут бурение под первую опору пролёта моста. Рядом со строением дежурит буксир «Крот».

Чита и Омск сошлись во Владивостоке

Внизу, на берегу бухты Улисс, разноцветный городок, вернее, сразу два, где остановились строители из Читы и Омска. Разбивать его начали ещё в конце июня, а в июле прибыли первые бригады специалистов.

Над синими вагончиками НПО «Мостовик» сразу три флага: государственный, Приморского края и самой компании. Рядом с мачтами на информационном стенде план и график стройки. На нём отображена дата сдачи вантового моста – апрель 2012 года.

В городок омичей подвозят мебель, посуду, рабочую одежду… Соседи-читинцы уже обустроились. Но собачья будка пока пустует.

- В бригаде 22 человека, но по мере увеличения объёма работ будут подъезжать ещё, - пояснил техник-геодезист ЗАО «Мостдорстрой», который сейчас работает бригадиром, Дмитрий Баев. – Все из Читы и Читинской области. Во Владивостоке для нас всё ново, а главное - море рядом. Многие впервые увидели синий простор и смогли искупаться. Для степных жителей это в диковинку.

Строители живут в городке, работают вахтовым методом. Продолжительность смены - месяц, и в середине сентября приедет новая бригада. На бытовые условия никто не жалуется. Читинцы говорят, что живут, как дома.

- Мы привыкли к кочевой жизни, - говорит водитель заправщика Сергей Карташов. - Кроме помещений для жилья в вахтовом городке есть столовая и даже баня.

Кто-то заготовил веники, которые сохнут в тени. В хозяйстве всё сгодится.

Бригадир Дмитрий Баев участвовал в строительстве моста в Иркутской области через реку Чуна, путепровода в Иркутске, подходов к Нанхчульскому тоннелю в Хакасии, а также работал в Красноярском крае. Они уже успели отметиться на острове Русском, где разбивали вторую площадку. Но пока это не их зона ответственности, хотя не исключено, что и там бригада пригодится.

На самой стройплощадке полуострова Назимова - подготовительные работы под опоры №1, 2, 3, на которых и будет держаться эстакада моста.

- Сейчас на строительной площадке мы занимаемся подготовительными работами для обустройства съездов с моста и подъездными дорогами, - продолжил Дмитрий Анатольевич. - Одна из площадок на полуострове Назимова полностью отсыпана, и готовится следующая выемка, из которой мы перемещаем земляные массы. Но освоению территории под опоры мешают огороды и частные постройки, которые подлежат сносу. Не всё так гладко, как бы хотелось. Я пока не знаю, в какой стадии вопрос расселения горожан, но надеюсь, в ближайшее время у нас появится поле деятельности. Жаль, что проблема решается не так быстро. Поэтому работаем там, где нам позволяют условия.

Жизнь на острове и за его пределами

У коренного населения полуострова свой взгляд на проблему. Пенсионер Анатолий, который живёт в доме №32 на улице Бархатной, говорит, что привык к здешним местам. Его домик у моря сейчас словно на острове - с одной стороны бетонка, с другой – та самая дорога, которая по проекту выходит на эстакаду моста.

Анатолий оптимист. Говорит, стройка шумит только днём, а по ночам относительная тишина. О переселении не задумывался. Перебираться в центр не желает. На Артуре он провёл 66 лет и говорит, что мечтает остаться здесь. Помнит, как небольшой военный городок на полуострове Назимова был закрытой зоной. В то время здесь было много частных домов и бараков. Вскоре деревянные бараки расселили, а строения снесли.

Прошедший дождь прибавил хлопот. Вода в колодце стала мутной. Анатолий жалуется, что это из-за стройки. Пить такую жидкость нельзя. Надеется на лягушек, они прекрасно очищают воду.

И у Анатолия, и у местных жителей, которых мы встретили на остановке автобуса, свой взгляд на происходящее. Они считают, что мост на Русский через пролив Босфор-Восточный надо было тянуть не с Назимова, а со Змеинки.

- Не пришлось бы делать большой крюк вдоль берега бухты Улисс, - говорит пенсионер. – Понятно, что проектировщикам виднее, и они нашли оптимальное решение, но с точки зрения транспортной структуры было бы выгоднее перебросить его со Змеинки.

Бывший слесарь ВПОПАТ-1 точно знает, что от Артура до площади Луговой восемь километров. В былые времена приходилось проходить этот путь пешком.

Доживём до президента

Понятно, что строители не воспользуются советом горожан, а будут действовать по плану, который прошёл экспертизу. У специалистов и так забот хватает. «Сейчас мы ждём президента, который должен в конце лета или в начале осени появиться у нас на объекте», - деловито заметили рабочие.

Видимо, они по привычке так назвали Владимира Путина, который в статусе премьер-министра намерен вскоре посетить Приморье.

~~Тем временем: Взрывы на сопке Орлиной
В краевом центре на сопке Орлиное Гнездо, в районе верхней станции фуникулёра, продолжаются взрывные работы. «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ТМК) ведёт открытым способом строительство тоннеля для будущего мостового перехода через бухту Золотой Рог.

Ростехнадзор выдал разрешение департаменту дорожного хозяйства Приморского края на проведение буровзрывных работ. «Рыхление» скального грунта осуществляется здесь мелкошпуровыми зарядами с поверхностной защитой. Тем не менее очевидцы событий утверждают, что, несмотря на предпринятые меры предосторожности, осколки разлетаются и устремляются вниз по склону.

Активное строительство тоннеля не стало причиной остановки одного из видов городского транспорта, который является и достопримечательностью Владивостока, – фуникулёра. Как сообщили в администрации предприятия, горный трамвайчик работает по графику, а простаивает только во время взрывных работ. Сотрудники фуникулёра предупреждают своих пассажиров, что сооружение будет закрыто с 23 августа на техническое освидетельствование. ~~

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА