С этих причалов начинался город
Основанный столетие назад “Владивостокский морской торговый порт” сегодня является одним из ключевых предприятий всей экономики Приморья. Он занимает 5-е место в крае по объему налоговых платежей в федеральный, краевой и местный бюджеты, куда ежемесячно перечисляет более 5 миллиардов рублей. Несмотря на все возрастающую конкуренцию между портами края, “ВМТП” закончил первое полугодие нынешнего года с чистой прибылью в 15 миллиардов рублей.
Основанный столетие назад “Владивостокский морской торговый порт” сегодня является одним из ключевых предприятий всей экономики Приморья. Он занимает 5-е место в крае по объему налоговых платежей в федеральный, краевой и местный бюджеты, куда ежемесячно перечисляет более 5 миллиардов рублей. Несмотря на все возрастающую конкуренцию между портами края, “ВМТП” закончил первое полугодие нынешнего года с чистой прибылью в 15 миллиардов рублей.
Генеральный директор порта Михаил Робканов, работающий здесь уже 26 лет, отлично понимает, что для дальнейшего развития предприятия необходимы новые грузопотоки. Ведь перед Первой мировой войной на 14 причалах Владивостокского порта перерабатывалось до 14 миллионов тонн груза в год. Сегодняшний ежегодный грузооборот составляет всего 5 миллионов тонн.
После приватизации крупнейших предприятий судоремонта и рыбной отрасли Дальнего Востока большинство из них в поисках дополнительных источников дохода начали оказывать портовые услуги по перевалке генеральных грузов. Рынок оказался перенасыщенным, а “ВМТП” вступил в жесточайшую “тарифную войну” с другими портами края. “За 5 лет “Владморторгпорту” 7 раз приходилось снижать цены на свои услуги”, - говорит Михаил Робканов. В результате тарифы на переработку грузов сократились вдвое, а рентабельность предприятия снизилась до 14 процентов.
То, что устраивает клиентов, перед самими портовиками ставит сложнейшие задачи. Ведь "ВМТП" содержит на собственные средства морской вокзал и вокзал прибрежных сообщений, вкладывает деньги в строительство жилья для своих работников, продолжает обслуживать сферу соцкультбыта. Более 800 миллионов рублей в год порт расходует на помощь своим ветеранам. Все эти расходы, разумеется, ведут к удорожанию основного производства.
Для увеличения грузооборота специалистами порта разработано несколько проектов по строительству новых и реконструкции уже существующих производственных мощностей. Средства для реализации одного из них, заключающегося в расширении площадей контейнерного терминала посредством возведения широкого пирса в районе 17-го причала, предполагается получить за счет продажи нового выпуска акций "Владморторгпорта".
Объем эмиссии ценных бумаг составляет 30 процентов от нынешнего уставного капитала предприятия. Решение о ее проведении, как ожидается, будет принято на внеочередном заочном голосовании акционеров, которое намечено на 5 ноября. По словам заместителя генерального директора "ВМТП" Вячеслава Перцева, предварительные переговоры о возможности инвестиций в акционерный капитал ведутся с государством, нынешними акционерами порта и несколькими крупнейшими коммерческими банками Владивостока.
Другой интересный план связан с реконструкцией существующей нефтебазы с увеличением ее объема до 1,5 миллиона тонн. Это позволит не только осуществлять бункеровку судов, но и обслуживать суда танкерного типа, создавая конкуренцию Находкинскому нефтепорту.
Более 2 лет назад "Владморторгпорт" был вынужден частично отказаться от услуг АО "Дальэнерго" в связи с ростом стоимости электроэнергии и перебоями в ее подаче. Порт заключил контракт с шведской фирмой "Интервэйф", в соответствии с которым она поставила "ВМТП" 2 дизельных генератора мощностью 1800 киловатт каждый. Сделка обошлась порту в 1 миллион долларов США и была профинансирована за счет собственных средств предприятия. Зато теперь фактическая стоимость "своего" киловатт-часа вдвое ниже, чем в "Дальэнерго". Кроме того, порт застрахован от убытков, возможных в связи с простоями во время отключения света. Кстати, как сообщил журналистам Михаил Робканов, "ВМТП" является одним из немногих крупных предприятий края, которые своевременно рассчитываются с "Дальэнерго" и не имеют задолженности перед ним.
Большинство грузов поступают в торговый порт и убывают из него по железной дороге. Как сообщил Михаил Робканов, припортовая железнодорожная станция насчитывает в своем парке 950 вагонов. Каждый день здесь перерабатывается не менее 300 вагонов с самыми разнообразными грузами. Общая протяженность железнодорожных путей, находящихся на территории порта, превышает 28 километров. Удобное расположение причалов и путей способствует экономии средств на перевозку грузов по железной дороге. Средний железнодорожный тариф при этом ниже на 1-1,5 доллара США за тонну груза, чем в других приморских портах.
В скором времени возможно значительное увеличение прибыли порта за счет возрождения потока транзитных грузов, прежде всего контейнеров, сквозь Россию из Юго-Восточной Азии в Европу. Сегодня этот путь невыгоден для грузоотправителей из-за непомерно высоких железнодорожных тарифов и полного отсутствия гарантий сохранности груза. Во время своего визита в Приморье первый вице-премьер Борис Немцов заявил, что правительство крайне заинтересовано в возрождении "Транссибирского контейнерного сервиса" - стройной системы, существовавшей во времена СССР.
Сейчас руководство "Владморторгпорта" сделало ставку на обслуживание экспорта металлопродукции, леса и грузов в крупнотоннажных контейнерах. По этим позициям он является одним из лидеров на Дальнем Востоке.
Как видно, стратегия, избранная "ВМТП" в нелегких условиях рынка, уже приносит свои положительные результаты.
Редакция "В" присоединяется к поздравлениям, которые прозвучат сегодня в адрес руководителей, работников, ветеранов, акционеров порта в связи с его 100-летним юбилеем.
Автор: Дмитрий ЧЕРНОВ, "Владивосток"