Комментарий «В»: Спецэшелон пойдёт через год?

О своих намерениях начать в рамках Глобального партнёрства новую для себя программу по утилизации российских атомных подводных лодок – на этот раз в Тихоокеанском регионе – Канада заявила в прошлом году. А сегодня уже можно сказать, что реализация такой п

20 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2389 от 20 авг. 2008
594e2140652d204f55b00105288bb7c5.jpg

О своих намерениях начать в рамках Глобального партнёрства новую для себя программу по утилизации российских атомных подводных лодок – на этот раз в Тихоокеанском регионе – Канада заявила в прошлом году. А сегодня уже можно сказать, что реализация такой программы началась.

За это время канадцы не раз успели побывать как на заводе «Звезда» в Большом Камне, так и на камчатском предприятии «Северо-восточный региональный центр по ремонту и утилизации военной техники». Потенциально подобные работы можно производить на них обоих. «Перевес» оказался на стороне «Звезды» с точки зрения экологического анализа и, как заявил главный менеджер проекта Махаэль УОШЕР, благодаря созданию на приморском предприятии хорошо оснащённого комплекса по утилизации АПЛ.

Это означает, что лодки с Камчатки, которые ждут своей очереди на демонтаж, будут доставляться на завод «Звезда» и здесь разделываться. Во всяком случае, речь идёт о двух многоцелевых субмаринах, которые давно находятся не в лучшем состоянии. Доставить их морем - сама по себе большая проблема. Однако, как заверили представители Росатома на одной из пресс-конференций во Владивостоке, технические решения для этого существуют. И они уже были использованы на северо-западе России как раз при финансовом содействии канадской стороны. Тогда на специальном судне, построенном в Голландии, из мест базирования к месту утилизации были доставлены три АПЛ. Точно так же сейчас планируется переправить с Камчатки в Приморье на одном судне сразу две субмарины.

Именно с них начнётся в нашем регионе утилизация АПЛ при финансовой поддержке правительства Канады. Будет ли финансировать эта страна демонтаж других подлодок, пока остаётся под вопросом (напомним, что Росатом предложил канадской стороне выделить средства на утилизацию 6 АПЛ класса «Виктор», 1 АПЛ класса «Акула» и 1 АПЛ класса «Оскар»). Неизвестно также, возьмёт ли она на себя помощь в сооружении берегового пункта по хранению реакторных отсеков в бухте Разбойник. Как известно, сейчас трёхотсечные блоки утилизированных АПЛ, включая реакторный отсек, находятся в воде у берега, что не гарантирует их безопасность на долгие годы. Россия давно уже обращается к международному сообществу за помощью в решении этой сложной проблемы.

Что касается модернизации 30 километров железной дороги от Большого Камня до станции Смоляниново, то проблема не менее остро стояла все последние годы. Участок этого пути не отвечает необходимым техническим параметрам, что препятствует вывозу с завода отработанного ядерного топлива, выгруженного из реакторов подводных лодок. Опасный груз может перевозиться только в специальном эшелоне, который оборудован под размещение металлобетонных (имеющих несколько степеней защиты) контейнеров. Пускать тяжёлый эшелон по допотопной дороге конечно же нельзя.

~~Справка «В»
Отработанное ядерное топливо – главный источник потенциальной опасности для окружающей среды. Именно в нём сосредоточено больше всего накопленной за годы «холодной войны» радиоактивности. Оно не утилизируется, как считают некоторые (видимо, путая его с радиоактивными отходами), а отправляется на комбинат «Маяк» в Челябинске - единственное в стране подобное предприятие. Здесь его перерабатывают в топливо для атомных электростанций. ~~

Поскольку спецэшелон не добирается до «Звезды», комплекс по временному хранению отработанного ядерного топлива на предприятии, построенный несколько лет назад при финансовой поддержке США, оказался полностью заполненным. Это стало причиной невозможности продолжения работ по утилизации субмарин.

Вот почему именно в реконструкции железной дороги канадская сторона берётся помочь в первую очередь. Контракт на этот проект (общая его сумма больше 12 миллионов долларов) уже подписан. В последний свой приезд канадские представители познакомились с победителем конкурса на выполнение работ – одной из приморских компаний - и остались удовлетворены. Проект должен быть реализован за год. За это время на участке от Большого Камня до Смоляниново будут заменены рельсы, шпалы, сделана отсыпка, отремонтированы мосты.

Планируется, что до 2010 года в России должен завершиться демонтаж небезопасных атомных подводных лодок, остающихся в морских бухтах северо-запада страны и Дальнего Востока. Свои обязательства по международной программе Глобального партнёрства в нашем регионе ещё несколько лет назад выполнили американцы. По контрактам с министерством обороны США на заводе «Звезда» было утилизировано 11 стратегических подводных лодок. В рамках российско-американского сотрудничества на предприятии построен целый ряд необходимых для таких работ объектов.

В утилизации многоцелевых подводных лодок финансовое содействие оказывают Япония и Австралия. Недавно на заводе «Звезда» была завершена утилизация второй АПЛ класса «Виктор» по российско-японской программе «Звезда надежды». В сентябре на заводе будут принимать японскую делегацию по случаю выполнения контракта.

И вот теперь к важной для экологии всего Тихоокеанского региона работе подключилась канадская сторона. Программа утилизации давно уже выведенных из строя и потенциально опасных атомных подводных лодок скоро подойдёт к своему завершению.