Арсеньевский «Аллигатор» блеснул в Британии

На международном авиационно-космическом салоне Farnborough-2008, который завершился 20 июля под Лондоном, была представлена продукция около 60 предприятий оборонно-промышленного комплекса России. Об этом сообщило информагентство АРМС-ТАСС.

23 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2373 от 23 июль 2008
1de4580e287d4d86a8b353cc233cc95e.jpg

На международном авиационно-космическом салоне Farnborough-2008, который завершился 20 июля под Лондоном, была представлена продукция около 60 предприятий оборонно-промышленного комплекса России.

Об этом сообщило информагентство АРМС-ТАСС. Среди разнообразной военной техники присутствовал и новейший российский вертолёт «Ка-52», к серийному производству которого должна приступить уже в 2008 году Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», недавно вошедшая в российский вертолётостроительный холдинг «Вертолёты России». По итогам авиасалона «Фарнборо-2008» генеральный конструктор ОКБ имени КАМОВА Герой России Сергей МИХЕЕВ сообщил прессе, что на мировом рынке планируется продать не менее 120 ударных вертолётов «Ка-52» «Аллигатор».

~~Справка «В»
От вертолёта «Ка-50» по прозвищу «Чёрная акула» «Ка-52» отличается прежде всего двухместной компоновкой: экипаж машины состоит не из одного, а из двух пилотов, причём они расположены не друг за другом, а бок о бок - на специальных катапультных креслах. Оба лётчика имеют одинаковую возможность управлять вертолётом, что позволяет использовать «Ка-52» в качестве учебной машины.

«Аллигатор» способен выполнять боевые задачи как днём, так и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. «Ка-52» по сути - машина командирская: она может возглавить группу из нескольких одноместных вертолётов «Ка-50» и эффективно координировать их действия над полем боя. Кабина вертолёта бронирована. Высокие лётные данные соосной машины в сочетании с уникальной маневренностью позволяют «Ка-52» выполнять боевые маневры в малом объёме воздушного пространства для занятия выгодной атакующей позиции за кратчайшее время. В своё время «старший брат» «Ка-52» – вертолёт «Ка-50» – успешно прошёл обкатку в Чечне. Машина ни разу не отказала, хотя и получила несколько повреждений от огня боевиков. Предполагается, что «Аллигаторы» поступят прежде всего в части специального назначения ГРУ Минобороны.~~

…Первый подъём в воздух двухместного боевого вертолёта «Ка-52», получившего прозвище «Аллигатор», состоялся на аэродроме завода «Прогресс» в Арсеньеве 27 июня 2008 года. Это большое событие готовили заранее. Незадолго до взлёта машину выкатили из сборочного цеха с соблюдением обязательного ритуала: в кабине сидели создатели вертолёта – директор ОКБ Камова по производству Вячеслав КОЩАЕВ и советник генерального директора, ответственный за выпуск вертолёта «Ка-52» - генерал-лейтенант авиации в отставке Яким ЯНАКОВ.

Была и традиционная бутылка шампанского о бронированный борт боевой машины - так делали во все времена, выкатывая из сборочных цехов новые самолёты и вертолёты.

Потом машину закатили в специальный ангар, где несколько дней запускали приборы и оборудование под током, проверяли работу всех систем и агрегатов. За два дня до подъёма вертолёт оказался на взлётной площадке заводского аэродрома. Здесь запускали двигатели и приводили «в конус» лопасти несущего винта. Мощные моторы так раскручивали лопасти, что машина даже привставала на амортизаторах шасси, но не взлетала. Взлёт, очень осторожный, короткий, был произведен на следующий день – накануне демонстрационного полёта. Этот полёт наблюдали только те, кому было положено. Всё-таки взлетала совершенно новая машина, и хоть была полная уверенность в работоспособности всех систем, но оставалась и вероятность сюрпризов. Опытный взлёт прошёл благополучно. Пилоты КБ имени Камова выглядели довольными: машина встала на крыло, а уж хорошо летать она научится позже.

И вот – 27 июня. К трём часам дня на аэродроме было не протолкнуться. По указанию генерального директора «Прогресса» Юрия ДЕНИСЕНКО на взлётное поле разрешили пройти всем работникам завода, пожелавшим увидеть своими глазами это историческое событие. Ровно в 15.00 машина, находившаяся на некотором удалении от зрителей, начала раскручивать лопасти. Когда раздался характерный хлопающий звук и над взлётным полем показался красавец «Аллигатор», работники завода зааплодировали. Это был миг, к которому предприятие шло долгие годы.

Ка-52 повис над взлётным полем и несколько раз развернулся, показывая себя со всех сторон. У этой машины действительно устрашающий и даже хищный вид. Не зря, видимо, вертолёт прозвали в честь опасного обитателя тропических рек. «Аллигатор» показал вертикальный подъём, затем прошёлся боком, пролетел достаточно быстро кормой вперёд, развернулся и, выполнив вертикальный боевой разворот, развил над аэродромом максимальную скорость. После этого машина пошла на посадку - весь полёт занял не более пятнадцати минут. Пятнадцати минут триумфа конструкторской мысли и труда арсеньевских рабочих.

Присутствовавший в тот день на заводском аэродроме генеральный директор холдинга ОАО «Вертолёты России» Андрей ШИБИТОВ отметил, что «Аллигатор» имеет «приоритетное значение в модельном ряду вертолётостроительного холдинга «Вертолёты России» как машина, предназначенная для нужд Минобороны РФ». «Аллигатор», поднятый в Арсеньеве 27 июня, направлен в конструкторское бюро Камова для завершения опытно-конструкторских работ и проведения государственных испытаний. Как сообщил Юрий Денисенко, после выпуска ещё одной опытной машины ААК «Прогресс» приступит – вероятно, уже в сентябре 2008 года – к серийному производству этих вертолётов.

Впервые показанный на авиасалоне «МАКС-2007», «Аллигатор» успешно выступил и на «Фарнборо-2008». Сергей Михеев сообщил ИТАР-ТАСС, что фирма «Камов» планирует продать на мировом рынке не менее 120 вертолётов Ка-52. «С учётом внутреннего заказа на эту модель объём поставок позволит компенсировать затраты на разработку машины», – добавил Михеев. По его словам, сегодня «тематика Ка-52 занимает серьёзный объём», и при получении экспортных заказов производственные мощности завода в Арсеньеве будут наращиваться. На сегодняшний же день завод полностью загружен внутренним заказом. Сергей Михеев также сообщил, что на салоне «Фарнборо-2008» при переговорах с потенциальными клиентами рассматривалась возможность применения на Ка-52 западного оборудования для того, чтобы наиболее полно удовлетворить требования иностранных заказчиков.

Автор: Подготовил Алексей СУКОНКИН