Очаровательная непосредственность. Третий день, как с пальмы слез...
Строчка из песни «Запрещённых барабанщиков» вертелась у меня в голове всё время, пока мы с фотокорреспондентом в прошлую пятницу работали на улице Адмирала Фокина. Там, где японские ребята снимали ролик для рекламы кефира («В» об этом подробно рассказывал
Строчка из песни «Запрещённых барабанщиков» вертелась у меня в голове всё время, пока мы с фотокорреспондентом в прошлую пятницу работали на улице Адмирала Фокина. Там, где японские ребята снимали ролик для рекламы кефира («В» об этом подробно рассказывал в номере за минувший вторник). Смотрела я на всё, что творилось вокруг, и крутилась, крутилась эта строчка: «Ты как будто на планете, на планете обезьян!».
Люди работали. Они были заняты, кроме того – они были воспитанными людьми. Но и у японцев изумлённо расширялись привычно узкие глаза, когда, например, загорелый до рака кожи субъект с банкой пива в руках выхватил палочки у барабанщицы и с воплем: «Дай побарабанить!» – принялся жизнерадостно грохотать. Когда мамочки подталкивали малолетних чадушек «в кадр» – иди, мол, во-о-он там встань, и камеру приходилось останавливать... Не знаю, что думали японцы, а мне было стыдно за земляков. Дикие, честное слово.
Скоро уж два десятилетия, как Владивосток стал открытым портом. И фрегаты всех флотов – от Индонезии до США – к нам заходят. И на кинофестиваль из десятка стран гости приезжают. И фильмы на улицах краевого центра снимают – один «Тайфун» только вспомните! И вообще к видеокамере на улице можно было попривыкнуть. Но нет! Страшно подумать, что будет твориться на улицах города, когда к нам нагрянут обещанные к саммиту АТЭС туристы. И что они о нас подумают. Вряд ли к 2012 году число воспитанных людей на улицах Владивостока увеличится.
Буду делать то, что захочу...У вас нет такого ощущения, читатель, что за последние годы совершенно вышло из моды или уродливо трансформировалось такое понятие, как правила поведения в обществе? Самые простые вещи, которые когда-то казались очевидными и регулировались по принципу «прилично – неприлично», куда-то испарились. Стали совершенно обыденной вещью мат в полный голос на улице, по сути – вместо разговора; пьяный кураж; оголтелое и какое-то повсеместное хамство... Рано утром в маршрутке обязательно найдётся кто-нибудь с пивком или алкогольным коктейлем в руке. Посасывает, не стесняется. А что? Мы в свободной стране!
Харкнуть под ноги, выпустить сигаретный дым в лицо стоящему рядом – а что? Или – как уже было описано выше – без толики сомнений, чувствуя себя раскованным и «без комплексов», вмешаться в чужую работу.. А что?
То, что ещё недавно иронически называлось «очаровательной непосредственностью» или – без иронии – плохим воспитанием, стало если не нормой, то чем-то привычным.
Попытка сделать замечание может оказаться просто опасной – в лучшем случае вам скажут: «Не лезь», в худшем – могут и послать. И вы правда будете чувствовать себя каким-то замшелым ретроградом, прекрасно при этом понимая, что вы правы. Вот даже сейчас, печатая эти слова, я чувствую, как пригибает к земле клеймо консерватора.
«Я свободный человек и имею право делать всё, что хочу. И не ограничивайте мою свободу» – лозунг, пришедший к нам не так давно, стал восприниматься буквально. И «всё, что хочу» заменило собой воспитание, приличия... Вообще слово «приличия» исчезло из обихода.
Границы свободыВы знаете, какое самое большое несчастье летом? Самое большое несчастье летом – это скверик или лавочка возле вашего дома. Потому что с наступлением тёплых дней на них начинают гнездиться молодые и не слишком люди. Сначала просто пьют пиво. Потом начинается громкая музыка, крики, иногда драки...
Вот у дома № 90 по проспекту «Красного знамени» есть такой скверик. Помимо всего вышесказанного здешние компании завели моду с хохотом прыгать на припаркованные у дома машины – и хохотать, восхищаясь собственным чувством юмора, пока воет сигнализация. Жильцы нижних этажей практически каждую недождливую ночь звонят в милицию – ну а что делать, если нет возможности спать, потому что в 10 метрах бушуют «свободные и без комплексов»? Впрочем, милиция ещё ни разу не приезжала. Да это и неудивительно. Из почти официальных источников известно – на весь Ленинский район всего три постовые машины, три несчастных «уазика». А сколько лавочек и скверов, сколько квартир, в которых вот так же на всю катушку грохочет музыка и веселятся «свободные люди», а этажом ниже или выше отчаянно пытаются заснуть все остальные? Да и до таких ли мелочей стражам порядка?..
Совсем недавно моя подруга, много лет живущая в Лос-Анджелесе, глубокой ночью вынуждена была сесть в машину и отправиться в Сан-Диего. Почему? Знакомый попросил её несколько дней – пока он будет в отъезде – подержать дома собаку. А ночью пёс стал выть и лаять. На всю улицу. Через полчаса подруга везла собаку в Сан-Диего, где у неё небольшой домик, стоящий на отшибе, без соседей поблизости. И там горюющий без хозяина пёс никому не мешал спать. Проводите параллели, граждане, улавливайте сходство ситуации.
Между прочим, увезти пса подругу заставило не только чувство приличия, но и тот факт, что, как написала она в своём ЖЖ, «ещё бы 15 минут – и соседи вызвали бы полицию, и нас бы заставили сдать собаку в приют... И я соседей прекрасно понимаю – такой лай не даст заснуть».
У другой моей знакомой, купившей недавно квартиру в Сиэтле, в договоре записано приблизительно следующее: никаких «пати на хате», никаких громких звуков «до и после». А если свобода веселиться вам дороже комфортного жилья, ищите дом с менее приличной репутацией...
В Японии, если вы, например, желаете учиться играть на рояле в своей квартире, то должны – обязаны! – побеспокоиться о том, чтобы выполнить звукоизоляцию стен своей квартиры. Вы свободны в самовыражении, но освободите окружающих от необходимости наслаждаться им.
Свобода веселиться, свобода вести себя раскованно и без комплексов заканчивается там, где начинается чужая свобода спать ночью, работать, спокойно гулять по улице... Эта очевидная мысль почему-то у нас не прижилась. А может, её как-то и не стараются привить. Ведь те, кто сегодня считает себя раскованным и без комплексов, кто пьёт из горла на улице, орёт по ночам, лезет «побарабанить», наслаждаясь собственным молодечеством, на самом деле - стадо. Стадом очень просто управлять. Стадо, в конце концов, можно игнорировать, кому до него есть дело?
«Мы все ищем свободы от обязанностей к ближнему, тогда как чувствование именно этих обязанностей сделало нас людьми, и не будь этих чувствований – жили бы мы, как звери», – это сказал Лев Толстой. Давно сказал, но как будто про сегодняшний день. Мы ведь так и живём.
На планете обезьян...
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ