Баржа без права перевозки
Являются ли водители автомобилей пассажирами морских судов – такой вопрос недавно исследовал Арбитражный суд Приморского края, разбирая спор Дальневосточного управления Госморнадзора и ООО «Акватехнологии».
Являются ли водители автомобилей пассажирами морских судов – такой вопрос недавно исследовал Арбитражный суд Приморского края, разбирая спор Дальневосточного управления Госморнадзора и ООО «Акватехнологии».
15 мая 2008 года надзирающий орган проводил морское патрулирование на акватории порта Владивосток. Внимание патруля привлекла судоходная баржа «Восток-135», на борту которой находились пятеро пассажиров и три автомобиля. Выяснив, что собственник баржи – ООО «Акватехнологии» не имеет лицензии на перевозку пассажиров морским транспортом, сотрудники Госморнадзора составили протокол об административном правонарушении. Позднее материалы дела были направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о наказании судовладельца.
На процессе представитель ответчика обнародовал своё видение ситуации. По версии защиты, в тот памятный майский день осуществлялась законная перевозка трёх автомобилей, включая водителей указанных транспортных средств, которые «пассажирами не являются». Соответственно-де и нет оснований для привлечения судовладельца к ответственности за нарушение лицензионных требований...
Чтобы опровергнуть этот довод, суду не потребовалось много усилий. Достаточно было заглянуть в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года (с изменениями и поправками), где дана расшифровка понятия «пассажир». Согласно подпункту «е» правила 2 конвенции пассажиром является «всякое лицо, за исключением капитана и членов экипажа или иных лиц, работающих или выполняющих на судне какие-либо обязанности, связанные с деятельностью этого судна, и ребёнка не старше одного года».
Водители перевозимых автомобилей среди исключений, увы, не фигурируют, а значит, также считаются пассажирами. Исходя из чего, суд пришёл к выводу о наличии в действиях ООО «Акватехнологии» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Наказание за проступок - штраф в размере 40 000 рублей.
При этом суд отклонил довод ответчика о малозначительности совершённого правонарушения. Перевозка пассажиров всегда связана с эксплуатацией источников повышенной опасности. Следовательно, при осуществлении такого вида деятельности лицензиат обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия. Именно в целях соблюдения этого порядка на организации возложена обязанность по получению лицензии на перевозку морским транспортом пассажиров. ООО «Акватехнологии» пренебрегло этой обязанностью. Ссылки судовладельца на то, что баржа «Восток-135» оборудована спасательными средствами, опровергнуты материалами дела. Так, в момент проверки на судне имелись спасательные средства только на двух человек.
Автор: Сергей Акулич