Перестройка в центре Владивостока

Контракт на строительство моста через бухту Золотой Рог, подписанный 30 июня в администрации Приморского края, породил немало пересудов. Удивление наблюдателей вызвал тот факт, что, за одним исключением, все потенциальные претенденты на различных этапах о

11 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2368 от 11 июль 2008
fafda4fdaa30e5652ded4f178072a76e.jpg


Контракт на строительство моста через бухту Золотой Рог, подписанный 30 июня в администрации Приморского края, породил немало пересудов. Удивление наблюдателей вызвал тот факт, что, за одним исключением, все потенциальные претенденты на различных этапах отказались от участия в конкурсе. В результате контракт стоимостью 17,9 млрд. рублей был заключён с единственным оставшимся участником – «Тихоокеанской мостостроительной компанией», ранее известной под именем Уссурийского мостоотряда.

Кроме того, скептики считают, что у предприятия нет опыта возведения подобных объектов. Наконец, определённая часть жителей Владивостока по-прежнему не верит, что все предусмотренные планами подготовки к саммиту АТЭС-2012 объекты (и прежде всего мосты) будут построены в срок. Видимо, специально для того, чтобы расставить все точки над i, генеральный директор ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» Виктор Гребнев (на фото) провёл в среду полноформатную пресс-конференцию. Особо оговорившись, что «мы в политику не играем, мы – строители. Как в том анекдоте – можем копать, можем не копать».

«Всё у нас получится»

Особого внимания скептиков заслуживают несколько заявлений Виктора Гребнева. Во-первых, по его словам, фактически строительство моста на Чуркин уже начато: «Техника уже здесь и работает… в районе фуникулёра, в районе 178-го завода, в районе Второй Речки». Сдача объекта в эксплуатацию намечена на октябрь 2011 года.

Во-вторых, Виктор Гребнев объяснил, что единственное, чем мост через Золотой Рог уникален, - это наличие вантовых конструкций, которые придётся заказывать за рубежом. Всё остальное - «стандартные работы, которыми наши мостостроители занимаются каждый день… Мы участвовали в строительстве амурского моста. Зеркало воды в километр спокойно перекрывали. Работали на всех крупных реках в Приморском крае. Ни один мост ещё не упал и не упадёт!».

В-третьих, Гребнев высказал свою точку зрения на то, почему все остальные компании в итоге отказались принимать участие в конкурсе на строительство моста. По его словам, все крупнейшие российские профильные организации (из Москвы, Санкт-Петербурга и Омска) уже заняты на других масштабных проектах - в Сочи, Москве и на Русском. «А вот зарубежные - скажу открытым текстом - просто испугались! – считает Виктор Григорьевич. - Они не понимают, как готовить тендерную документацию в течение двух месяцев, у них меньше восьми месяцев не бывает. Они хотели изменить тендерные условия, изменить суммы. Но наши специалисты не хуже иностранных!».

Одной из озвученных ранее причин отказа некоторых иностранных компаний от участия в конкурсе были опасения последних по поводу инфляции в России: мол, если предусмотренные суммой контракта инфляционные ожидания окажутся ниже реального уровня инфляции, то условия контракта соблюдены не будут. Однако Виктор Гребнев объяснил, что бояться этого не стоит: согласно федеральному законодательству в этом случае по решению правительства РФ будут выделены дополнительные средства, и никакого нарушения условий не будет.

Город под скальпелем

Строительство моста через бухту причинит горожанам ряд неудобств. «Это как хирургическое вмешательство: надо сделать больно, зато потом станет хорошо», - говорит Виктор Гребнев. Самая большая головная боль будет связана со строительством 300-метрового тоннеля в районе кольца фуникулёра, являющегося элементом мостового перехода. Виктор Гребнев пояснил, что в целом строительство тоннеля должно занять порядка 500 дней, однако «шоковую терапию мы будем применять к Владивостоку только в течение четырёх месяцев – это всё-таки меньше, чем 500 дней» (выражения «500 дней» и «шоковая терапия» живо вызывают в памяти перестроечные времена; наверное, это не случайно, ведь для Владивостока возведение мостов в рамках подготовки к саммиту АТЭС – настоящая перестройка). Тоннель планируется строить открытым способом, из-за чего уже в конце июля или в начале августа будет перекрыто движение в направлении «из центра» по улице Суханова - одной из самых оживлённых городских магистралей, в часы пик запруженной автотранспортом «под жвак». Чтобы подсластить пилюлю, Виктор Гребнев добавил, что движение по другим прилегающим улицам перекрываться не будет, а проезжую часть на альтернативных дорогах приведут в порядок. «Четыре месяца круглосуточной работы, и мы до зимы - а зима у строителей начинается 7 ноября, с наступлением холодов - откроем движение. Но четыре месяца Владивостоку придётся покувыркаться, от этого никуда не денешься», - предупредил Гребнев. Зато на работе фуникулёра прокладка тоннеля никак не отразится: скорее всего, его функционирование не придётся прерывать даже временно.

Прямо под трассой будущего моста окажутся два памятника – морякам торгового флота на остановке «Лазо» и Пушкину в одноимённом сквере. Виктор Гребнев сообщил, что бюст Пушкина придётся временно демонтировать, после чего поэта вернут на место, а огромный памятник морякам торгового флота трогать вообще никто не будет.

Другой острый вопрос связан с необходимостью сноса ряда зданий, стоящих на пути моста. «Когда мы строили Некрасовский путепровод – тоже сносили дома и переселили порядка 60 семей, обиженных не было. Здесь придётся переселить порядка 140 семей. Думаю, обиженных тоже не будет, - предполагает Виктор Гребнев. - Хотя слёзы будут, куда от этого денешься? В первую очередь под снос попадёт двухэтажное здание на верхней площадке фуникулёра, а потом пойдём дальше вниз».

Однако по-настоящему сенсационное заявление Виктор Гребнев сделал в связи со строительством другого, ещё более грандиозного моста – на остров Русский (его будут строить московская компания УСК «Мост» в статусе генподрядчика и омский «Мостовик» как субподрядчик). Заверив, что «мост через Золотой Рог к саммиту мы должны сделать - это вопрос нашего имиджа», Виктор Гребнев заявил: «Не в упрёк строителям босфоровского моста, я к ним очень хорошо отношусь, тем более что гендиректор строительной компании «Мост» Борис Кондрат – коренной приморец и мой бывший заместитель, но тот мост не успеть, просто технологически не успеть построить к саммиту. Ведь и мы уже идём по лезвию ножа. Будет саммит на Русском – значит будет как-то по-другому налажена транспортная схема».

Пожалуй, это первое подобное заявление, прозвучавшее из уст столь компетентного лица. Если прогноз Гребнева оправдается, президентов двух десятков стран будут доставлять на Русский катерами или вертолётами. Вот бы ещё каждому владивостокцу выделить по персональному вертолёту…

Автор: Василий Авченко Олегович