Владивосток станет центром судостроения Дальнего Востока

ПРИМОРЬЮ необходим свой судостроительный завод – такую амбициозную задачу ставит перед собой Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. Согласно указу президента в России создаётся три холдинга, которые войдут в объединённую судостроительную корпор

3 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2363 от 3 июль 2008

ПРИМОРЬЮ необходим свой судостроительный завод – такую амбициозную задачу ставит перед собой Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. Согласно указу президента в России создаётся три холдинга, которые войдут в объединённую судостроительную корпорацию – Западный, Северный и Дальневосточный центры судостроения и судоремонта (наш объединит заводы Приморья, Камчатки и Хабаровского края).

Подробнее о том, что ждёт Приморье в результате этого процесса, мы поговорили с Евгением КРАЙНОВЫМ, начальником департамента по корпоративному развитию Дальневосточного центра по судостроению и судоремонту.

- Указом президента от 21 марта 2007 было решено создать судостроительную корпорацию, - рассказывает Евгений Викторович. - В указе прописаны порядок создания корпорации, её цели и задачи. Корпорация будет заниматься сохранением и модернизацией судостроительной базы, развитием научно-технического потенциала, приведением судостроительной промышленности к современным технологическим требованиям, строительством промысловых судов, обеспечением разработки континентального шельфа. Эти задачи соответствуют стратегии развития Приморского края и поддерживаются губернатором Сергеем ДАРЬКИНЫМ.

Что касается деятельности Дальневосточного центра судостроения и судоремонта в Приморье, то главный вопрос – строительство современного судостроительного завода, который был бы способен строить и ремонтировать крупнотоннажный флот. Сейчас подобная база находится только в Санкт-Петербурге, заводы в Керчи и Николаеве – это уже заграница… С учётом перспективы загрузки коммерческими заказами, работы с нашими судовладельцами – это очень перспективное направление. Сегодня суда в основном ремонтируются в Корее и Китае, что, конечно, неправильно.

- Когда завершится процесс создания корпорации?

- Согласно указу президента к 1 апреля 2009 года судостроительная корпорация должна быть окончательно сформирована. Сейчас идёт огромная бумажная работа по преобразованию федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества со стопроцентным государственным капиталом. Управленческая структура Дальневосточного центра была создана еще в прошлом году, теперь заводы, которые войдут в корпорацию, проходят сложную процедуру приватизации, инвентаризации имущества. Особенно это непросто сделать на заводах министерства обороны, где раньше не занимались формированием кадастровых планов на земельные участки, оформлением паспортов в БТИ и так далее, здесь эта работа началась с нуля.

- А что будет с заводами после 1 апреля?

- Резкого перехода к новой форме работы не произойдёт. Мы и сейчас формально (юридически ещё не имеем права) начинаем понемногу управлять заводами, вырабатываем систему их эффективного взаимодействия, планируем будущую загрузку предприятий, их техническое перевооружение. Преимущество таких корпораций в гибкой системе управления.

Вообще у нас в стране уже создано немало государственных корпораций в различных сферах производства. Это происходит не только в судостроении, но в нашей ситуации без государственной поддержки очень трудно обеспечить национальную безопасность морских границ, заниматься охраной биоресурсов, разработкой континентального шельфа. Для выполнения таких глобальных задач просто необходима государственная поддержка.

У нас, в России, многие предприятия этой отрасли в последние годы оказались в достаточно сложном положении. Им необходимы долгосрочные инвестиции, а бизнес не любит «длинных денег»… С учётом острой конкуренции в этой сфере, я считаю, наши судостроительные и судоремонтные предприятия не смогут работать по отдельности. Партнёрство с государством позволяет рассчитывать не просто на финансовые вливания, а на лизинги, кредиты, инвестиционные программы технического перевооружения, определённые льготы.

Мировые примеры работы подобных корпораций показывают, что это правильный путь: южнокорейская судостроительная компания тоже пользуется поддержкой государства, и сейчас Корея – один из лидеров в судоремонте.

- Как известно, Дальневосточный центр будет базироваться во Владивостоке. Это обещает нам какие-то преимущества?

- А где ещё можно было организовать такой центр?! Наш край не только географически подходит для этого лучше всего, у нас есть научные кадры, проектные институты.

А что касается преимуществ, то судостроительная промышленность объединяет вокруг себя массу производств из других отраслей, например, металлургии, это значит, что в крае будет создано больше рабочих мест с гарантированной зарплатой в самых разных областях производства.

- Евгений Викторович, вы сами упомянули, что процесс это долгий, и всё-таки: первые положительные результаты когда ожидать?

- Они уже есть. До принятия решения о государственной поддержке судостроительной отрасли наши заводы выживали, можно сказать, не имели перспектив, с заводов уходили рабочие, потому что были задержки по заработной плате. Теперь люди увидели, что государство в них заинтересовано, и появилась уверенность в завтрашнем дне. Ещё не закончено формирование судостроительной корпорации, а уже появились предложения о сотрудничестве от заводов и конструкторских бюро, которые не вошли в перечень предприятий Дальневосточного судостроительного и судоремонтного центра.

Самое главное - появилась уверенность, что судостроение на Дальнем Востоке оживёт и будет востребовано.