Во Владивостоке Дмитрий Козак пригрозил мародёрам и волокитчикам
В СРЕДУ во Владивостоке министр регионального развития Дмитрий Козак рассказал, в чём состоит главная проблема подготовки приморской столицы к саммиту АТЭС-2012. Если вы думаете, что дело в сжатых сроках или дороговизне, – вы ошибаетесь. Главная проблема,
В СРЕДУ во Владивостоке министр регионального развития Дмитрий Козак рассказал, в чём состоит главная проблема подготовки приморской столицы к саммиту АТЭС-2012. Если вы думаете, что дело в сжатых сроках или дороговизне, – вы ошибаетесь. Главная проблема, по словам Козака, – это «межведомственная разобщённость». Говоря другими словами, в подготовке саммита участвует столько структур, что один орган этого многорукого, как индийское божество, административного организма не ведает, чем занят другой. Говоря ещё проще – во всём виновата бюрократия.
«Слишком много участников»«Нужно скоординировать действия многочисленных участников процесса, это у нас самая большая проблема – система управления. Слишком много участников», – поделился глава Минрегиона с прессой после совещания в Доме переговоров. Видимо, этим самым согласованием главный «регионал» страны Козак («питерский юрист», входящий в число ближайших соратников Владимира Путина) во Владивостоке и занимался. Но так как совещание проходило в закрытом режиме, нам остаётся пользоваться кулуарными утечками, художественным вымыслом и несколькими скупыми фразами, сказанными Козаком журналистам по завершении своей работы во Владивостоке.
В прочем, за примером этой самой «межведомственной разобщённости» далеко ходить не надо. Ещё весной руководство ОАО «ДЭК» заявляло о том, что существуют нерешённые вопросы энергоснабжения объектов саммита: во-первых, не предусмотрены дополнительные средства на прокладку электросетей, во-вторых, земли на Эгершельде, планировавшиеся для строительства подстанции, ушли «налево». Когда на днях соответствующий вопрос был задан корреспондентом «В» Николаю Ашлапову (главе Дальневосточной дирекции Росстроя – координатора и контролёра строек саммита), тот ответил следующее: «Энергетики здесь сами несколько виноваты. Подпрограмма «Владивосток» корректировалась на протяжении последних семи месяцев… В этой работе энергетики не участвовали, как-то мы их не слышали… И вдруг мы слышим, что им не хватает». Назначенные же «крайними» энергетики парируют: о корректировке программы (когда выясняется, что объектов саммита будет больше, а значит, вырастет и потребление электроэнергии) им своевременно не сообщали. Ярче всего по этому поводу выразился главный энергетик страны Анатолий Чубайс на конференции «РАО ЕЭС России» – открытая компания» ещё в начале июня: «По АТЭСу мы по-прежнему болтаемся в воздухе. У меня нет утверждённой цифры объема присоединенной мощности… 25 совещаний, 25 обсуждений с 25 крупными начальниками во Владивостоке, на острове Русском, где угодно… Полный туман! Абсолютный!… Ну, как можно выстраивать стратегию? Так просто вести себя нельзя». Вот как ситуацию комментирует Дмитрий Селютин – первый заместитель управляющего директора бизнес-единицы «Энергетические системы Востока»: «Мы вступили в процесс внесения корректировок в ФЦП «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» с самого момента её принятия. С 2007 года РАО «ЕЭС России» направило 15 писем и обоснований по корректировке ФЦП, особо уделяя в них внимание проблемам энергообеспечения объектов саммита. Однако ни из Министерства регионального развития, ни из Минэкономразвития ответы нами получены не были, притом что все условия относительно сроков предоставления обосновывающих корректировки документов с нашей стороны были соблюдены. В настоящее время все эти документы находятся на рассмотрении, но в связи с реорганизацией министерств и появлением Минэнерго их рассмотрение задерживается. Процесс внесения изменений в ФЦП, инициированных энергетиками, действительно затягивается, но происходит это отнюдь не по причине того, что энергетики поздно вышли с корректировкой, а по причине задержки рассмотрения этих корректировок в министерствах».
Этот пример достаточно точно характеризует подходы российского чиновничества к работе, когда элементарный обмен информацией между ведомствами даже в век тотальной коммуникации и нанотехнологий порой кажется невыполнимой задачей. Кстати, вопрос об энергоснабжении Русского поднимался на совещании у Козака. «Разговор получился конструктивный», – заверил министр по окончании мероприятия. А может, быть, он просто не пожелал выносить сор из зала заседаний.
«Одновременно красив и сдержанно строг»Но переместимся с зыбкой почвы предположений на твёрдый островок открытой информации. Дмитрий Козак прибыл во Владивосток в среду утром. Работа министра началась буквально на трапе самолёта: Козак, как сообщили в пресс-службе краевой администрации, «осмотрел международный аэропорт Владивосток. Министру доложили о предстоящем строительстве нового терминала, что позволит увеличить пропускную способность аэропорта. Кроме того, в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012 будет проведена масштабная реконструкция всего аэропорта». Далее делегация переместилась на 33-й причал Владивостока, откуда посредством адмиральского катера добралась до мыса Артур на полуострове Назимова, а затем и до Русского (район Аякса). На Артуре прошло выездное совещание с участием гендиректора омского НПО «Мостовик» Олега Шишова. Последний сообщил (снова цитируем пресс-релизы приморского «Белого дома»), что вантовый мост на Русский – «самый большой в мире» – будет построен за 45 месяцев, его длина составит 3,1 км, а высота пилона – 320 метров; «при выборе цвета вантов моста остановились на белом – он одновременно красив и сдержанно строг». Простой арифметический подсчёт показывает, что, если мост начнут возводить сегодня, то завершится строительство к апрелю 2012 года. Если же учесть, что саммиты стран АТЭС, как правило, проводятся осенью, то начинать строительство следует никак не позже, чем через полгода, иначе двум десяткам президентов стран АТЭС придётся с матом и потасовками штурмовать паромы на 36-м причале.
С Русского Дмитрий Козак и все остальные направились в Дом переговоров, где и прошло центральное мероприятие – совещание по вопросам подготовки инфраструктуры Владивостока к саммиту АТЭС. По итогам было подтверждено (на днях эту информацию уже публично озвучил Николай Ашлапов), что концепция использования острова Русского после саммита изменилась. Если первоначально предполагалось, что комплекс зданий, которые возведут на острове специально для саммита, пригодится для игорной зоны, то теперь приморский гипотетический «Лас-Вегас» в очередной раз переезжает. Как пояснил Сергей Дарькин, «игорная зона точно будет в Приморье», однако где именно – пока вопрос. Рассматривается в первую очередь бухта Муравьиная под Артёмом (где и планировалось изначально разместить «зону азарта»), а также другие точки.
Русский же теперь планируется отвести под научно-образовательный центр федерального масштаба, в который войдут как будущий Дальневосточный федеральный университет (учреждение, подведомственное Минобразования), так и научный парк, подведомственный Российской академии наук. И это, естественно, окончательное решение. По крайней мере на сегодня. А завтра будет завтра.
«Лучшее – враг хорошего»«Саммит» по-английски – вершина. Подготовку к саммиту АТЭС во Владивостоке можно, конечно, сравнить с покорением Эвереста на скорость, но ещё больше она напоминает строительство Вавилонской башни, которому, как известно, тоже сильно мешала межведомственная и языковая разобщённость. И тем не менее в публичных заявлениях Дмитрия Козака не прозвучало и тени сомнения в том, что все необходимые объекты будут построены в срок и саммит триумфально пройдёт во Владивостоке. Вместе с тем, отметил афористичный Козак, «сроки таковы, что каждый день промедления, что называется, смерти подобен». Наиболее сложным с точки зрения назревающего цейтнота проектом министр назвал строительство моста на Русский. Поэтому, как сказал Козак на Аяксе, «лучшее – враг хорошего». Мол, хватит согласовывать, пора строить.
Глава Минрегионразвития напомнил, что по решению правительства финансирование подпрограммы «Владивосток» федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья было расширено до 200 млрд. рублей (главным «довеском» стал федеральный университет) и «задача в том, чтобы эти средства эффективно использовать». Каждый нерационально потраченный рубль, по-комиссарски заявил Козак в начале совещания, суть «мародёрство, ответственность за которое должна быть неотвратимой». Не хватало только слов «под трибунал» и «без суда и следствия». Хотя, быть может, суровый путинский соратник в ходе совещания и сказал что-нибудь подобное. Но эти слова так и останутся для общественности тайной. Похоже, что саммит, как и деньги, любит тишину.
Автор: Василий Авченко Олегович