Судоремонт с компьютерными технологиями
Информационные технологии, имеющие в настоящее время широчайшее распространение, затрагивают в основном пласты общего образования и гуманитарного классического высшего образования с естественным в наше “рыночное” время креном в область экономики, маркетинга и бизнеса (в организационной его части). Большинство технических и программных средств, в том числе и система Internet, призваны в первую очередь обслуживать именно эти направления.
Информационные технологии, имеющие в настоящее время широчайшее распространение, затрагивают в основном пласты общего образования и гуманитарного классического высшего образования с естественным в наше “рыночное” время креном в область экономики, маркетинга и бизнеса (в организационной его части). Большинство технических и программных средств, в том числе и система Internet, призваны в первую очередь обслуживать именно эти направления.
К сожалению, искусственно созданный кризис промышленного производства в нашей стране естественно привел к снижению интереса к инженерному труду и тем более к инженерному творчеству. Между тем на рубеже третьего тысячелетия произошел информационный взрыв, вызванный появлением мощных вычислительных комплексов с фантастическими (по сравнению с прежними) возможностями. Эти возможности были сразу же использованы в передовых отраслях промышленности технически и интеллектуально развитых стран. На сегодняшний день Дальневосточный регион, и в частности Приморский край, оказался практически не готовым к использованию компьютерных технологий в проектировании и изготовлении машиностроительных объектов - например, в судостроении и судоремонте. Развитие же Дальневосточного региона в первую очередь связано с возрождением этих и сопутствующих им производств, которые должны развиваться на основе современных технологий: и в проектировании, и в производстве, и в эксплуатации.
Решение этих проблем изначально зависит от степени подготовленности материально-технической базы и кадров высших и средних специальных технических учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку инженерно-технических специалистов для промышленности. Не случайно, на наш взгляд, происходит преобразование большинства технических институтов в технические университеты (хотелось бы надеяться, что это не просто дань моде). Это преобразование влечет за собой усиление роли фундаментальных наук, к которым традиционно относятся математика и физика.
В технических университетах и академиях к фундаментальным наукам целесообразно отнести и такую основополагающую дисциплину, как “Основы проектирования машин”, включив в ее состав курсы: теория механизмов и машин, детали машин, элементы систем автоматизированного проектирования. Компьютерные технологии в проектировании машиностроительных объектов требуют хорошей общей математической подготовки обучаемых и соответствующего уровня математического обеспечения общеинженерных и профессиональных дисциплин.
Внедрение компьютерных технологий, а не отдельных, хотя бы и очень хороших программных продуктов, в учебный процесс на сегодняшний день является чрезвычайно острой, назревшей проблемой, требующей немедленного разрешения. Известные экономические и политические трудности в нашей стране не могут служить основанием для ухода от решения проблемы. Она вполне решаема, если подходить к ней грамотно, без лишних амбиций, эффективно используя имеющиеся материально-технические ресурсы, прогрессивные инструментальные системы, научный и кадровый потенциал, объединяя их на разумной основе. Здесь, безусловно, напрашивается интеграция усилий и координация действий на разных уровнях.
Одним из вариантов решения этой задачи может быть создание центров компьютерных технологий (ЦКТ) определенного направления. Такие центры могут быть и межвузовскими в рамках края, и региональными, и федеральными, и даже международными. Лишь бы нашлись наконец толковые менеджеры, которых уже достаточно много подготовили бурно расплодившиеся факультеты менеджмента и бизнеса, а также заинтересованные инвесторы. Создание таких центров необходимо, чтобы выдержать конкуренцию в следующем тысячелетии. Поэтому мы должны быть подготовленными к широкому использованию компьютерных технологий на всех предприятиях во всех звеньях производственной цепочки.
На мировом рынке предлагается большая номенклатура различного суперсовременного компьютерного оборудования и не менее богатая палитра различных инструментальных систем для решения широкого круга инженерных задач. Разобраться в этом многообразии и остановиться на конкретных вариантах достаточно сложно. Тем более что все это дорого стоит, и при наших финансовых трудностях вести речь о приобретении каждым вузом необходимых средств проблематично. Да и наш опыт работы с предприятиями говорит о том, что и они не могут себе позволить приобретение таких систем. С целью экономии финансовых и материальных ресурсов необходимо определиться с технической платформой компьютерной техники и программными продуктами. Целесообразно иметь единые или совместные средства в рамках региона, края для выработки единой технической политики на предприятиях и таким же оборудованием укомплектовать ЦКТ.
Создание центров компьютерных технологий позволит решить многие проблемы и приблизиться к утвердительному ответу на вопрос о внедрении компьютерных технологий в промышленное производство в следующем тысячелетии.
Не отказываясь от сотрудничества с зарубежными партнерами, следует, однако, строить нашу информационную научную политику более независимой, на взаимовыгодной основе, не забывая, что российская культура, научная школа, методика образования были, есть и, хочется надеяться, будут основополагающими в мировом обществе независимо от экономических и политических потрясений.
На первый взгляд, затраты, связанные с внедрением компьютерных технологий в промышленность кажутся большими. Но на самом деле они окупятся достаточно быстро, т. к. примерно в 100 раз увеличивается производительность труда на самых сложных этапах проектирования и в десятки раз на этапе изготовления, сборки и испытаниях. При этом во много раз повышаются качественные характеристики изделий. Кроме того, появляется возможность решать принципиально новые задачи, которые прежними средствами невозможно было выполнить. Главным при внедрении компьютерных технологий является квалификация инженерно-технических работников предприятий, поэтому важным этапом внедрения компьютерных технологий в производство должна стать организация обучения инженерно-технических работников предприятий компьютерным технологиям в проектировании и производстве машиностроительных объектов на базе ЦКТ технических вузов Дальневосточного региона.
В Дальневосточной государственной морской академии им. Г. И. Невельского создан на госбюджетной основе благодаря поддержке начальника академии В. Седых ЦКТ ВЕКТОР, который объединил научный и кадровый потенциал. Правда, пока можно считать, что он существует “на общественных началах”, так как финансирование нулевое. Но несмотря на все сложности, центр готов начать обучение преподавателей технических вузов и средних специальных учебных заведений, а также инженерно-технических работников предприятий современным технологиям в проектировании механических систем и компьютерным технологиям обучения инженерным дисциплинам. Для этого имеются достаточно хорошие условия. Мы предлагаем 5 различных программ: работа на персональном компьютере в режиме пользователя; графические системы; система автоматизированного технического обслуживания судов; компьютерные технологии обучения общеинженерным дисциплинам; компьютерные технологии проектирования для инженеров-механиков. ЦКТ ВЕКТОР может также выполнять для предприятий и проектных организаций структурирование схем и динамические расчеты различных механизмов и машин; расчеты на прочность и конструирование узлов и деталей машин общего назначения; разработку и вычерчивание технической документации компьютерными средствами.
Мы приглашаем всех заинтересованных во внедрении компьютерных технологий в проектирование механических систем и обучение техническим дисциплинам к сотрудничеству и интеграции на обоюдовыгодных условиях.
Автор: Валентина КУЗЛЯКИНА, профессор ДВГМА, специально для “В”