Бандитский “бартер”: наши подлодки за понюшку “ихнего” кокаина?

Скуратов, генпрокурор России (кстати, фамилия для должности в самый раз, жаль, имя - не Малюта!), выступая не так давно в карауловском “Моменте истины”, дал родной стране полтора года сроку до ее полной и необратимой криминализации, если все будет катиться так, как оно и катится. Пожалел прокурор телезрителей - мы уже там. На прошлой неделе об этом в полный голос заговорил конгресс Соединенных Штатов, начав специальные слушания о совместной угрозе миру со стороны российской оргпреступности, международного терроризма и наркомафии.

7 окт. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №236 от 7 окт. 1997

Скуратов, генпрокурор России (кстати, фамилия для должности в самый раз, жаль, имя - не Малюта!), выступая не так давно в карауловском “Моменте истины”, дал родной стране полтора года сроку до ее полной и необратимой криминализации, если все будет катиться так, как оно и катится. Пожалел прокурор телезрителей - мы уже там. На прошлой неделе об этом в полный голос заговорил конгресс Соединенных Штатов, начав специальные слушания о совместной угрозе миру со стороны российской оргпреступности, международного терроризма и наркомафии.

Открывая слушания, председатель комитета по иностранным делам Бенжамен Гилмон заявил, что сегодня криминальные группы почти целиком контролируют природные ресурсы огромной страны, а также ее банки и средства массовой информации. Он прямо назвал Россию воровским государством сверху донизу. По словам Гилмона, у нас появились такие террористические формирования, которые поддерживают Иран и Ирак, занимаясь активной вербовкой ученых-атомщиков в попытках завладеть ядерным оружием.

Луис Фри, директор ФБР, потряс конгрессменов данными о поистине русском размахе организованной преступности: в стране действуют от 5 до 8 тыс. банд общей численностью в 100 тыс. криминальных “штыков”. Кроме того, за границей, в том числе и в США, не покладая рук, “трудятся” еще 30 таких групп, насчитывающих до 2 тыс. членов. Главный американский сыщик сделал вывод, что широкое распространение преступных синдикатов прямо угрожает реформам в России. А его коллега из Италии, замначальника национальной полиции Джованни Дегенаро добавил, что серьезные опасения мирового сообщества вызывает “смычка” русских и итальянских уголовников-”профи”.

На слушаниях выступил и наш соотечественник, академик Алексей Яблоков, подтвердивший сенсационный факт создания в бывшем Советском Союзе не менее 80 “ядерных чемоданчиков”, предназначенных для тайных операций спецслужб в случае “большой войны”. Он же, по-видимому, привез письмо генерала Лебедя конгрессу, в котором претендент в президенты соглашается с тем, что обсуждаемая американскими законодателями тема имеет первостепенное значение для всего мира.

Цитирую письмо в обратном переводе с английского. “Особую тревогу вызывает тот факт, - пишет Лебедь, - что российские преступники все чаще используют поставки оружия в качестве платы за наркотики. Они заключают сделки не только о ручном оружии, минах, взрывчатке, но также о ракетах “земля-воздух”, вертолетах и подводных лодках. Это указывает на те огромные финансовые ресурсы, сравнимые с госбюджетами некоторых стран, которые международные наркодельцы могут потратить на новейшие вооружения.

Естественно, возникает вопрос: каковы гарантии того, что оружие массового поражения, финансируемое наркомафией, не разрабатывается сейчас где-нибудь в Латинской Америке или Юго-Восточной Азии? Если мы подойдем к проблемам международной безопасности с полной ответственностью, то тогда не сможем просто отмахнуться от этого”.

Мафия в России, как дружно отметили приглашенные на слушания эксперты, развивается столь стремительно, что пока невозможно понять, кто же там хозяин, а кто слуга: секретные службы, финансовые воротилы, правительственная бюрократия либо преступные синдикаты? Как стране вырваться из порочного круга? Член сенатского комитета по делам разведки Джон Кайл убежден, что “Россия не нуждается в инвестициях, которые оседают на личных банковских счетах, но она отчаянно нуждается в независимой и эффективной системе правосудия”.

Об этой же беде сказал бывший директор ФБР, а затем ЦРУ Уильям Уэбстер: “На протяжении многих лет у русских были серьезные трудности в понимании того, что такое власть закона, как это принято у нас. Так что ответ таков: в России надо создать и утвердить новый закон, обеспечив его выполнение. А независимая система правосудия сама справится с теми, кто его нарушает”.

Ей-богу, наивные люди эти американцы, даже если они “аксакалы” разведки! Стоит заглянуть в русские сказки, чтобы понять: отнюдь не одни только большевики наплевательски относились к писаным законам. Сказку про неправедный “шемякин суд” народ сочинил за много столетий до октября 1917 года. Вот так и живем, по-медвежьи переваливаясь из одного тысячелетия в другое. Хоть во времена княжения Рюриковичей, хоть при романовском царизме, хоть сейчас - под кремлевской олигархией.

Йогой заняться, что ли? Впасть бы в летаргию лет эдак на сто, а потом явиться потомкам: вот, мол, я - чистенький, ничем не замаранный. Увы, маниловщина все это. Из своего криминального времени не выпрыгнешь, не отсидишься безучастно, как йог на доске с гвоздиками. Уголовные “гвозди” больно ранят всех нас здесь и сейчас. Оно бы и неплохо ввести неподкупное американское правосудие, так ведь не в этом главная “загвоздка”.

Один из видных “гайдаровцев”, профессор Яков Уринсон недавно по телевидению прямо признал, что в 1992 году помимо открыто декларированных отпуска цен, базарной вольницы в российских городах и весях, а также демонстративного отказа от финансирования “оборонки”, науки, здравоохранения, “депрессивных районов” Сибири и Дальнего Востока и многого другого была жестко сформулирована и неукоснительно проводилась в жизнь еще одна генеральная цель, о которой Гайдар с Чубайсом предпочитали тогда помалкивать. Речь идет о создании любой ценой и в кратчайшие сроки нового класса собственников, чтобы не дать коммунистам вернуться к власти.

С этой политической задачей в отличие от других как будто бы справились. Вопрос: успешно ли? Поскольку быстро и любой ценой, значит, собственниками в подавляющем большинстве стали жулики, проходимцы и просто бандиты с большой дороги. Кто из приморцев не помнит, как года за полтора-два были основательно “подчищены” стратегические запасы края, благополучно перекочевав за китайскую лапшу и тапочки в соседнюю провинцию Хэйлунцзян? Впрочем, не только туда...

Если честно взглянуть на истоки нашей криминализации, так напугавшей сегодня американских конгрессменов, придется винить в этом не большевиков (хотя, конечно, именно при них в стране укоренился уголовно-лагерный образ жизни), а кремлевских мыслителей “демократического” толка. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Теперь вот бывшие “шестерки”, став “тузами” и собственниками, готовы загнать в собачью будку своих создателей и благодетелей. Диалектика - ничего не попишешь!

Ну-ка, на минуту представьте себе фантастическую (если верить генпрокурору Скуратову) ситуацию. Допустим, где-то в Калининграде или Екатеринбурге некий бандит районного масштаба, владеющий, скажем, двумя-тремя рынками и какой-нибудь завалящей гостиницей в придачу, вдруг взлетает к вершинам региональной власти и в его подчинении оказывается поверженный ВПК с никому не нужными танками, ракетами и т. д. Будет ли он радеть за державу? Сомнительно. С его-то мелкотравчатым кругозором проще “толкнуть” вертолет “за бугор”, а дальше, так сказать, по обстоятельствам.

И ведь необязательно брать за “услугу” кокаином, как считает генерал Лебедь. Достаточно большого чемодана с “зелеными”. Разумеется, в святой и наивной надежде “свалить”, если что, куда-нибудь в офф-шорную зону на Багамах. А чего вы хотите от нынешних “сливок” российского общества, которым более привычен маршрут от “шконки” до “параши”?

Автор: Игорь ИЛЮШИН, “Владивосток”