Угонщики работают без выходных

ВЛАДИВОСТОК – город не только автомобилистов, но и автоугонщиков. По количеству зарегистрированных краж и угонов автомобилей Приморье занимает второе место в стране. «В день только на «Зелёном Углу» выставляется на продажу до 15 тысяч автомобилей, что, ес

24 июнь 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2357 от 24 июнь 2008
8976869a10f67f231440a195928ef3cb.jpg

ВЛАДИВОСТОК – город не только автомобилистов, но и автоугонщиков. По количеству зарегистрированных краж и угонов автомобилей Приморье занимает второе место в стране. «В день только на «Зелёном Углу» выставляется на продажу до 15 тысяч автомобилей, что, естественно, привлекает внимание преступного мира. В этом году, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, уровень преступности, связанной с автотранспортом, несколько уменьшился, но, тем не менее, кражи и угоны совершаются постоянно», - рассказал на днях на пресс-конференции начальник оперативно-розыскной части (ОРЧ) №5 УВД Приморского края Евгений ВЕЙС.

«Фит» обогнал «Короллу»

На первом месте по угоняемости – автомобили марки «Тойота», за ними идут «Ниссаны», «Хонды», «Мазды» и т. д. Если же брать конкретные модели, то абсолютное первое место сегодня в Приморье занимает вовсе не «Тойота», а «Хонда-Фит» - с начала 2008 года в крае угнано уже 35 «Фитов». На втором месте – «Тойота-Королла» (28 угонов), на третьем - «Тойота-Ленд Крузер». Повышенная угоняемость «Фита» объясняется, во-первых, популярностью этой модели на приморском рынке (и, как следствие, распространённостью), во-вторых, сравнительно высокими ценами на запчасти. Кроме того, «Фит», будучи крайне уязвимым, представляет собой лёгкую добычу даже для неопытных угонщиков (речь, естественно, о тех машинах, которые были недавно привезены из Японии и ещё не обрудованы ни продвинутыми противоугонными устройствами, ни даже обычной сигнализацией).

Высокую (в абсолютных показателях) угоняемость «Королл» следует объяснить обилием автомобилей этой марки на наших дорогах и рынках. Что касается «крузаков», то их, равно как и другие дорогие внедорожники последних лет выпуска, угоняют, как правило, под заказ, поступивший из другого региона.

Кража и угон – две большие разницы

По словам Евгения Вейса, в настоящее время Приморье занимает в стране очень неплохое девятое место по уровню раскрываемости краж и угонов автотранспорта (на сегодняшний день раскрываемость этих преступлений составляет в крае порядка 15,7 проц.). Для того, чтобы сделать эти показатели ещё более впечатляющими, у приморской милиции порой не хватает ни кадров, ни техсредств. «В последнее время выявляется большое количество транспорта с перебитыми номерами агрегатов. Чтобы выявить этот факт и установить настоящие номера агрегатов, необходимо оборудование, которое есть в Москве, есть в Хабаровске. У нас его нет, мы по-прежнему работаем «дедовскими» методами», - говорит Евгений Вейс.

Кроме того, преступник преступнику рознь. Одно дело, если пьяные подростки взяли оставленную под окном машину покататься: такое преступление может разоблачить первый патруль. И совсем другое, если работают профессионалы: уже через 10-15 минут после угона автомобиль оказывается в специальном боксе-«отстойнике», что сводит шансы на его обнаружение к минимуму. «Когда был первый наплыв автомобилей, чаще всего угнанные машины ставили на стоянки. Сейчас эта практика прекращена, автомобили чаще всего ставят в гаражно-строительные кооперативы, - продолжает Евгений Вейс. – Думаю, что если председатели ГСК будут активнее с нами сотрудничать, предоставлять информацию о том, кто сдаёт гаражи, кто за них не платит и т. п., то мы сократим количество краж на 50 проц».

Пока же остаётся набирать 02 и надеяться на то, что план «Перехват» объявят раньше, нежели угонщики доедут до отстойника. Хотя, как мы привыкли слышать, «план «Перехват» результатов не дал»…

Существуют и некоторые особенности законодательства, которые, как считают в милиции, играют на руку угонщикам. Это, во-первых, распространённая практика оформления доверенностей на управление автомобилем в простой рукописной форме, подлинность которых проверить на дороге практически невозможно. Водитель, оставляющий документы на автомобиль внутри последнего, оказывает угонщикам неоценимую услугу: достаточно выписать самому себе рукописную «доверку» и спокойно ехать, если, конечно, машину ещё не объявили в розыск. Разговоры об отмене таких доверенностей (чтобы действительными считались только заверенные нотариально) идут давно, но и только.

Та же ситуация и с инициативой о приравнивании угона автомобиля к краже: несмотря на неоднократные обращения правоохранительных органов, федеральный законодатель не спешит устранить это разделение. В результате застигнутый на дороге в чужом автомобиле преступник говорит, что взял машину покататься, после чего его действия квалифицируются как угон, наказание за который гораздо мягче, нежели за кражу. «Пока автомобиль не загнан в отстойник, кражу мы доказать не можем, - сетует Евгений Вейс. – А вот в Средней Азии угон давно приравняли к краже: сел в чужую машину - получи пять лет».

Не уверен – не угоняй

«Лучшая защита от угона – не иметь машины», - считает начальник отделения ОРЧ №5 УВД Приморского края Дмитрий ВНУКОВ. От деточкиных не застрахован ни один счастливый обладатель автомобиля: не спасут ни навороченные сигнализации, ни даже спутниковые системы слежения. Значит ли это, что они бесполезны? Отнюдь нет, потому что, так или иначе, они усложняют преступнику задачу, увеличивая отрезок времени, необходимый для незаконного завладения чужой собственностью. Кроме того, практика показывает, что угонщики, специализирующиеся, к примеру, на сканировании сигнализации, хуже справляются с мехническими блокираторами руля или рычага коробки передач. Поэтому если подходить к защите автомобиля серьёзно, следует использовать все эти системы в комплексе. По словам Дмитрия Внукова, лучше всего показывают себя самодельные средства защиты, всевозможные «секретные кнопки», кустарно сработанные где-нибудь в гараже народным умельцем. Ведь угонщики привыкли к стандартным решениям.

Автор: Василий Авченко Олегович