«Зелёная улица» для леопардов и тигров

ПРАКТИЧЕСКИ удалось положительно решить вопрос о строительстве автомобильного тоннеля в районе Нарвского перевала в рамках реконструкции трассы Раздольное – Хасан. Это будет первое в Приморье подобное сооружение для автотранспорта. Вторым станет тоннель в

19 июнь 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2355 от 19 июнь 2008
0bd83f2f07ef334a554657d7d1f494ee.jpg

ПРАКТИЧЕСКИ удалось положительно решить вопрос о строительстве автомобильного тоннеля в районе Нарвского перевала в рамках реконструкции трассы Раздольное – Хасан. Это будет первое в Приморье подобное сооружение для автотранспорта. Вторым станет тоннель во Владивостоке возле будущего моста через бухту Золотой Рог.

Под Нарвским перевалом его протяжённость ориентировочно составит 500 метров. Уже есть варианты сложного инженерного сооружения под водораздельным хребтом, которые подготовил Хабаровский филиал ОАО «ГИПРОДОРНИИ». Уточняется стоимость проектно-изыскательских работ с учётом готового проекта тоннеля, эстакад на подходах к нему, рекультивации существующей дороги. Если проект утвердят на государственном уровне и из федерального бюджета выделят средства, то уже в конце 2009-го или в 2010 году начнутся работы.

Государственный природный заповедник «Кедровая Падь», фонд «Коллективная программа по сохранению биологического разнообразия «Феникс» и ряд других экологических и природоохранных организаций отправили в правительство РФ и Минрегионразвития письма в поддержку строителей и проектировщиков Нарвского перевала – и с просьбой выделить средства. Их понадобится ненамного больше, чем на традиционное срезание верхушки перевала. Именно так, к сожалению, поступили с Сухановским, Занадворовским и Безверховским перевалами.

Новый объект позволит учесть особенности существования популяции диких животных, в т.ч. краснокнижных дальневосточного леопарда и амурского тигра.

Вот что рассказал «В» директор Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы кандидат биологических наук Юрий ДАРМАН: «В связи с реконструкцией автодороги Раздольное – Хасан возрастала угроза фрагментации последнего участка обитания леопарда, их в мире всего 30-35 особей. Дорога отсекает участки площадью около тысячи квадратных километров, или примерно 20-25 процентов ареала этого краснокнижного вида. На отрезке от реки Амба до Поймы дорога пересекает федеральный заказник «Барсовый» и проходит по границе охранной зоны «Кедровой пади». Проблему необходимо решать общими усилиями и отрадно, что диалог успешно ведётся всеми заинтересованными сторонами.

Есть несколько участков автодороги Раздольное – Хасан, где отмечаются регулярные переходы диких животных, включая леопардов.

Первый – Занадворовский перевал. К сожалению, с момента активного строительства дороги в конце 2006 года переходы дикой пятнистой кошки приостановились. Проводимая реконструкция исключает рекультивацию нарушенного природного участка. Перевал – единственный, который соединяет западный и восточный участки северной части «Барсового» и обеспечивает доступ животных к морскому побережью в районе полуострова Песчаного. Здесь в холода собираются копытные, что вызывает смещение сюда зимой хищников, включая тигра и леопарда. Во время учётов в 2000, 2003 и 2007 годах здесь постоянно обитали 4 взрослых леопарда.

Перевал между посёлком Барабаш и рекой Нарва. Он ключевой из рассматриваемых, т.к. обеспечивает единственную связь между «Барсовым» и «Кедровой Падью». Согласно исследованиям перевал является регулярным «мостом», и здесь постоянно обитают четыре взрослых леопарда, из них две самки, у которых рождаются малыши. В случае прекращения этой связи «Кедровая Падь», созданная 90 лет назад для сохранения пятнистой кошки, потеряет своё международное значение.

Бассейн реки Нарвы – единственный речной бассейн в Хасанском районе, где отсутствуют населённые пункты. Он важен в качестве миграционного пути в первую очередь копытных и млекопитающих – основы питания леопарда. Скоростной режим автострады сказывается уже сейчас. Нужно строгое ограничение скорости движения до 20 км/час на двух-трёх километрах дороги (в районе реки Протока Нарва). Этого можно достичь предупреждающими дорожными знаками, а также установкой технических ограничителей скорости («лежащих полицейских»)».

А как же быть с уже срытыми перевалами, через которые также мигрируют звери? Есть два варианта.

Скотопрогонники. Применяются в мире (и ограниченно в нашей стране), но в большей степени для домашних животных. Из диких ими пользуются только мелкие млекопитающие. Исключение – медведи гризли на Аляске, где с ними проводилась многолетняя работа по привлечению к таким переходам. Наблюдения показали, что даже высокие дорожные мосты над реками, казалось бы, оптимальные для переходов, леопарды (и в целом крупные дикие кошки) не используют.

Виадуки. Неплохо зарекомендовали себя в Европе и США. Но их строительство стало дешевле тоннелей только благодаря налаженной там подготовке типовых железобетонных конструкций. При реализации разовых заказов (а ширина такого виадука должна быть не менее 500 м) проектирование, доставка, монтаж и сдача подобных объектов с рекультивацией почвенного покрова и лесных насаждений занимают весьма долгие и недёшевы

Как видим, оптимальный вариант – строительство на перевале Нарвский дорожного тоннеля (о Занадворовском и Безверховском говорить уже поздно, если только не установить здесь в перспективе виадуки). Да это более затратный и длинный путь. Но в складывающейся ситуации мы не имеем права на ошибку и, как сказал в своё время Владимир ПУТИН при обсуждении проекта нефтепровода в районе озера Байкал, должны «не минимизировать возможность экологической катастрофы, а исключить полностью».

Кроме того, строительство тоннелей исключает финансовоёмкие работы по вывозу и перевалке грунта, использование в течение длительного периода большого количества техники и людских ресурсов. Нет необходимости в работах по рекультивации природных участков.

В Приморском крае тоннели не строились уже более 40 лет. Поэтому федеральная программа по совершенствованию дорог России, а также особое внимание и поддержка Приморья со стороны правительства в рамках ожидаемого саммита стран АТЭС в 2012 году – это прекрасный случай.

Что произойдёт, если им не воспользоваться? И если, не дай бог, сроют и Нарвский перевал? Отсутствие переходов для животных на новой автостраде Раздольное – Хасан в сочетании с сопутствующей ей инфраструктурой рассечёт и без того крохотную популяцию леопарда на две части, отрежет южный и северныё участки «Барсового» и полностью территорию заповедника «Кедровая Падь», что повлечёт их медленное угасание.

Автор: Николай Кутенких Николаевич