Выдворение из России нелегалов не пугает
ВОСЕМЬ вьетнамцев, нелегально живших в муниципальном общежитии на улице Луговой во Владивостоке, по решению суда должны быть выдворены из России. Но, как полагают в территориальном управлении Федеральной миграционной службы, скорее всего, они не поедут об
ВОСЕМЬ вьетнамцев, нелегально живших в муниципальном общежитии на улице Луговой во Владивостоке, по решению суда должны быть выдворены из России. Но, как полагают в территориальном управлении Федеральной миграционной службы, скорее всего, они не поедут обратно во Вьетнам, а затеряются где-нибудь в катакомбах рынка на Спортивной.
Вьетнамцы: Паспорта у нас забралиКак сообщил корр. «В» начальник отдела иммиграционного контроля управления Федеральной миграционной службы Приморского края Андрей КАЗАНИН, всё началось с координационного совещания у заместителя главы администрации города. На нём присутствовали специалисты городской администрации по распределению жилой площади и переселению из ветхого жилья. Было решено провести проверку места компактного проживания по адресу: Луговая, 83а. Дело в том, что раньше у администрации города был заключён договор с одним юридическим лицом. Фирма специализировалась на предоставлении временного жилья гражданам Вьетнама, которые занимались торговлей на рынках Владивостока. Срок договора истёк ещё в прошлом году, а вьетнамцы по-прежнему проживали в общежитии.
И 21 мая комиссия, в составе которой были сотрудники УВД, миграционной службы и администрации города, выехала на проверку.
– На втором этаже мы обнаружили 15 человек, и только у шестерых из них были документы, подтверждающие их право пребывать в стране, – говорит Андрей Казанин.
Восемь человек: две женщины и шесть мужчин не смогли не только предоставить разрешительные документы на пребывание в России, но и предъявить свои национальные паспорта.
– Объяснительные, которые записали с их слов, были одинаковые, как под копирку, суть их такова: «Приехал в качестве туриста по визе на один месяц, переправиться помогла московская компания. При въезде на международном терминале подошёл неизвестный вьетнамец. Отдал ему паспорт и обратные билеты. Остался в России», – говорит Андрей Александрович.
Вьетнамцев, доставили в спецприёмник города Артёма, где они пробыли около полутора суток. За это время было установлено местонахождение их национальных паспортов.
Граждане Вьетнама обманули правоохранительные органы во всём, начиная с установочных данных и заканчивая сроками приезда и наличием регистрации. Только у одного гражданина СРВ были документы, которые соответствовали тем данным, которые он изначально сообщил. Но у этого человека была беременная жена, она через две недели собиралась рожать. На руках у неё была только медицинская справка и ничего более. Естественно, женщину в спецприёмник не забирали. В один из последних майских дней состоялся суд, который затянулся до глубокой ночи. Суд Фрунзенского района принял решение о наложении административного штрафа в размере 2 тысячи рублей на каждого незаконно пребывающего на территории РФ гражданина Вьетнама, как дополнительная мера взыскания – выдворение из страны. Всех – 15 человек – имеющих документы и не имеющих предупредили, что жилые помещения они должны освободить. Теперь сюда планируется переселить людей из ветхого жилья.
Во Владивостоке нет спецучреждения для иностранных граждан– Мы ходатайствовали о содержании граждан Вьетнама в спецучреждении органов внутренних дел до выдворения. Потому что вьетнамцев и некоторых других иностранных граждан, как правило, не пугает слово «выдворение». Зачем им уезжать? Они переедут, будут жить по другому адресу, работать на рынках, смешаются с остальными, и разобраться, кто из них кто, будет почти невозможно, – говорит Андрей Казанин.
Бороться с гражданами, находящимися на территории России нелегально, очень сложно. Как говорят специалисты, если пройти хотя бы по рынку на улице Спортивной, можно обнаружить несколько сотен нелегалов. Они, скорее всего, никаких документов не предъявят, назовутся не своими именами.
– Всех мы не можем поместить в спецучреждение для содержания иностранных граждан до момента выяснения личности хотя бы потому, что во Владивостоке такого специального учреждения нет, а артёмовское спецучреждение не предназначено для содержания иностранцев. Во Владивостоке такой приёмник существовал до конца 90-х годов, он находился на улице Зои Космодемьянской, – говорит Андрей Казанин.
Поэтому многие вьетнамские нелегалы привыкли к тому, что их ловят без документов, подержат в правоохранительных органах и отпускают. Граждане Китая, занимающиеся торговлей, более изобретательны – они находятся на территории Приморского края по коммерческим визам, оформленным в других регионах России. И по закону перемещаться по территории страны имеют право. Есть, однако, и другая проблема: если с гражданами дальнего зарубежья (к которому как раз и относятся Китай и Вьетнам) ситуация более-менее нормальная и контролируемая, то с ближним зарубежьем (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан) вообще беда.
– Как-то повлиять на выходцев из ближнего зарубежья, если они совершают правонарушения или не имеют документов, разрешающих дальнейшее пребывание в России, весьма затруднительно, – говорит заместитель начальника отдела миграционного контроля Управления Федеральной иммиграционной службы по Приморскому краю Игорь ИГНАТЬЕВ, – они имеют право въезжать на территорию России без визы. Такие граждане, как правило, паспортов с собой не носят. Единственное, что можно сделать с таким человеком по закону, – задержать и доставить его в дежурную часть органов внутренних дел. Там за три часа работники милиции должны установить личность задержанного...
С грамотой не в ладахПричём, как рассказали Андрей Казанин и Игорь Игнатьев, если в позапрошлом году и начале прошлого года к нам ехали в основном люди с базовым знанием русского языка, сейчас хлынул поток гастарбайтеров, которые не то что по-русски говорить, на родном языке писать не умеют. То есть о какой квалификации таких работников может идти речь? Многие предприятия принимать их на работу опасаются – один рабочий без разрешительных документов на пребывание в России может грозить предприятию штрафом 250-800 тыс. рублей.
– Чем они могут заниматься? Торговлей да готовкой. Селятся, как правило, целыми коммунами в одной квартире, чтобы дешевле было. Закупают муку мешками, готовят свои национальные блюда и продают на ближайших рынках. А люди, живущие неподалёку, начинают жаловаться на них, – говорит Андрей Казанин.
А вот граждане ближнего зарубежья, которые работают в системе ЖКХ, как правило, имеют разрешительные документы.
Андрей Казанин считает, что с ситуацией, связанной с нелегальными иностранцами, надо немедленно что-то делать.
– Ликвидировать стихийные рынки силовыми методами невозможно. Если работники правоохранительных органов просто «закатают рынки трактором» и кто-нибудь из иностранцев напишет на них заявление (независимо от того, легально ли человек находится на территории страны, сертифицированный ли у него товар или нет), суд, скорее всего, встанет на сторону истца, – подытоживает Андрей Казанин.
Можно относиться к приезжим нетерпимо или толерантно. Но факт остаётся фактом: в нашем законодательстве так много пробелов, что это провоцирует иностранных граждан не жить по нашим законам.
Автор: Анастасия Попова