Как вы относитесь к кошкам?
КТО НЫНЧЕ не знает и кто бесконечно не повторял: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Но, как известно, от повторения истина зачастую становится привычной, как домашние тапочки, и не воспринимается всерьёз. И лишний раз о мудрой мысли ЭКЗЮПЕРИ напомни
КТО НЫНЧЕ не знает и кто бесконечно не повторял: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Но, как известно, от повторения истина зачастую становится привычной, как домашние тапочки, и не воспринимается всерьёз. И лишний раз о мудрой мысли ЭКЗЮПЕРИ напомнил очень симпатичный спектакль Приморского краевого драматического театра молодежи «Кошки», премьера которого приурочена к концу сезона. Весьма хороша сама пьеса, с юмором, деликатно рассказывающая историю шести бездомных кошек. Притом делает это со знанием театра, актёрских возможностей, рассчитывая на фантазию и выдумку создателей спектакля.
Действие происходит на чердаке обычного жилого многоэтажного дома, и каждая кошка, чтобы поведать, как и почему ей сказали ненавистное слово «Брысь!», привлекает к своему рассказу кошек, которые по очереди играют мальчиков и девочек, маму и папу, актрису и собаку и т.д. То-то простор для актёров, каждый из которых моментально перевоплощается из кошки в два-три неожиданных, не похожих друг на друга персонажа. Приём прямо из старого доброго водевиля.
Хороша умница Елена ВАРИВОДА, ставшая крепкой характерной актрисой. Пластична, обаятельна и разнообразна Евгения СЕРЕБРЯНСКАЯ. Белая избалованная кошечка Жанны СИЛКО неуловимо напоминает жеманными манерами Людмилу ГУРЧЕНКО. Искренна и мила Мария СТРАТУЛАТ. Философски спокойны Виктор САЛЬКОВ и Олег ДЕИЧУК, играющие с большим достоинством. Хорош и точен Дмитрий КАПЛУН в крошечной эпизодической роли собаки.
Все актёры точно понимают, что они делают, в каком жанре работают, хорошо взаимодействуют друг с другом. И, конечно, в этом великая заслуга авторов спектакля. Прежде всего режиссёра Лидии ВАСИЛЕНКО, чей профессионализм уверенно от сезона к сезону набирает обороты. Она много придумала с трансформацией персонажей, в чём ей, безусловно, помогли выразительные и с юмором сочинённые костюмы Натальи СТОРОЖЕНКО. В режиссуре есть и ненатужная философичность, и мягкий юмор. Пусть не весь он понятен детям, они увидят в спектакле свой возрастной пласт, зато его оценят взрослые.
Осмелюсь сделать режиссёру ряд замечаний. Вряд ли надо сжимать спектакль до одного действия. Маленьким зрителям невозможно удерживать внимание более часа без перерыва. Порой падает ритм на сцене, и кажется, что действие топчется на одном месте. Жаль, что танцы, остроумно поставленные Татьяной ДОМОВИДОВОЙ, оказались сконцентрированы лишь во второй половине спектакля. При всей невесёлости произошедших с кошками историй, может быть, стоит поискать ещё моменты юмора – видит бог, как они украшают спектакль.
Удачно музыкальное оформление Дмитрия КОНСТАНТИНОВА, оно многое добавляет к происходящему, часто делая это происходящее более значимым и запоминающимся. Лаконично и многофункционально оформление Виктора ШМАТКА.
Особого одобрения заслуживает яркая программка, которая становится не просто путеводителем по спектаклю, но книжкой–раскраской для детворы, где раскрасить надо, естественно, кошек, а под картинками – опять же «кошачьи» стихи.
Спектакль без назидательного перста и без педагогического занудства. Но думаю, что, увидев его, и взрослые и дети не пнут лишний раз бездомную кошку и не скажут своему домашнему питомцу: «Брысь!».
Автор: Искренне ваша Галина ОСТРОВСКАЯ