Константин Пуликовский: Все дороги в Корею идут через Приморье

РОССИЙСКО-корейский форум «Оценка современного состояния российско-южнокорейского энергетического сотрудничества» состоялся в конце минувшей недели в Москве. Он напрямую затрагивает интересы Приморья и соседствующей с нами Корейской Народно-Демократическо

10 июнь 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2351 от 10 июнь 2008
68262a51416468aa766bc80f47a73402.jpg

РОССИЙСКО-корейский форум «Оценка современного состояния российско-южнокорейского энергетического сотрудничества» состоялся в конце минувшей недели в Москве. Он напрямую затрагивает интересы Приморья и соседствующей с нами Корейской Народно-Демократической Республики. В этой связи корреспондент «В» задал по телефону несколько вопросов руководителю Ростехнадзора и экс-полпреду президента РФ в ДВФО Константину ПУЛИКОВСКОМУ.

- Константин Борисович, вы возглавляете межправительственную комиссию по развитию экономических отношений между нашим государством и обеими Кореями, до недавнего времени были ответственны за весь Тихоокеанский регион России. Скажите, что значат для нас эти контакты?

- Нынешняя встреча уже девятая по счёту. И если на первых порах мы присматривались друг к другу, то сейчас ведутся конкретные переговоры по различным направлениям, началась реализация взаимовыгодных контрактов.

Энергетическое сотрудничество и безопасность являются одной из центральных тем в российско-корейских отношениях и важнейшим фактором устойчивого экономического развития и политической стабильности в Северо-Восточной Азии в целом.

Сотрудничество в отраслях топливно-энергетического комплекса между Российской Федерацией и Республикой Корея ведётся по нескольким направлениям. И практически в большинстве из них в той или иной степени задействовано Приморье. Уникальное географическое положение края даёт шанс для роста экономики за счёт проведения через приграничную территорию энергетических потоков. Планируется максимально использовать транспортные коридоры с полной загрузкой морских портов и судоходных линий. Реконструирован железнодорожный участок от станции Барановский до реки Туманной, теперь работы продолжатся на территории КНДР. Современный вид обретает автомобильная трасса от Раздольного до пограничных переходов с Китаем и Северной Кореей. Везде задействованы дорожные, мостостроительные организации и предприятия стройиндустрии Приморья. Но это всё малая толика по сравнению с реализацией предстоящих проектов.

- Уже имеется какая-то конкретика?

- В июне 2007 года правительственная комиссия одобрила программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учётом возможного экспорта газа на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В состав программы включена концепция экспортной политики поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Республику Корея. Основные руководящие принципы программы включают в себя реализацию единой экспортной политики с учётом действующих соглашений о разделе продукции. Это позволит обеспечить поэтапное вовлечение иностранных инвестиций в разработку ресурсов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока и установить обоснованные экспортные цены.

«Корейская газовая корпорация» («КОГАЗ». – Прим. ред.) с пониманием относится к планам России по развитию на востоке Единой системы газоснабжения и сохранения единого экспортного канала поставок российского природного газа.

В июле 2005 года компания «Сахалин Энерджи» (оператор проекта «Сахалин-2». – Прим. ред.) и «КОГАЗ» подписали соглашение на поставку в Республику Корея 1,5 миллиона тонн сжиженного природного газа в год в течение 20 лет начиная с 2008 года.

В целях подготовки долгосрочных программ поставок российского природного газа в Республику Корея планируется подписание соглашения о сотрудничестве в газовой промышленности. В этой связи ОАО «Газпром» и «КОГАЗ» образуют рабочую группу по проработке вопросов, связанных с поставкой природного газа в Республику Корея по газопроводу. Газопровод будет проложен по землям Приморья. Это новые налоговые поступления, рабочие места, решение экологических и социальных проблем. Часть поставляемого «голубого топлива» будет оставаться в крае для нужд населения, жилищно-коммунального хозяйства и большой энергетики. Это снизит тарифы на свет и тепло, что позитивно скажется на социальном благополучии людей и основательно поможет экономике края.

- А для кого мы собираемся строить нефтепровод ВСТО? Опять же в регионе имеются колоссальные по запасам и мало используемые месторождения угля…

- Сотрудничество между ОАО «НК Роснефть» и государственной корейской нефтяной корпорацией представляется взаимовыгодным путём участия в новых потенциальных проектах в освоении месторождений энергоносителей в Сибири и на Дальнем Востоке. К примеру, на принадлежащем ОАО «НК «Роснефть» лицензионном участке западно-камчатского шельфа. В соответствии с меморандумом о взаимопонимании, принятом ещё в сентябре 2004 года, планируется активизировать сотрудничество в освоении и транспортировке из районов Дальнего Востока России сырой нефти и газа и изучить вопросы возможного участия Республики Корея в работах по сооружению нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан.

Предпринимаются необходимые меры для развития сотрудничества в угольной отрасли. Это касается вопроса возможного участия в проекте освоения Элегестского месторождения коксующихся углей в республике Тува. Для установления стратегического партнёрства были проведены переговоры между правительством республики Тува и крупнейшей южнокорейской сталелитейной корпорацией POSCO, по итогам которых корейская сторона заявила о заинтересованности в продукции Элегестского месторождения. Была подтверждена заинтересованность в участии в проекте и в осуществлении поставок угля Эльгинского месторождения Якутии корейским энергетическим и металлургическим компаниям во время переговоров, проведённых с представителями LG International Corp. в 2007 году. Всё твёрдое топливо также пойдёт по Транссибу через Приморье и порты на юге края.

- Мы не первый раз слышим о переговорах о продаже южным соседям электричества, которое можно с избытком производить в нашем регионе. Как сейчас обстоят дела, готова ли Северная Корея присоединиться к проекту?
- Переговоры ведутся плодотворно. Все заинтересованные стороны поддерживают планы совместных разработок в сфере электроэнергетики, включая строительство линий электропередачи между Россией, Северной и Южной Кореей.

По информации РАО «ЕЭС России», северокорейская сторона подтвердила своё намерение участвовать в реализации проекта «Российская Федерация - Корейская Народно-Демократическая Республика – Республика Корея» и сотрудничать с Республикой Корея на трёхсторонних переговорах. Предварительное согласие правительства КНДР на прохождение ЛЭП по территории Северной Кореи имеется.

Учитывая наличие стабильного платёжеспособного спроса и заинтересованность южнокорейской стороны в строительстве ЛЭП как экономической основы политического урегулирования на Корейском полуострове, проект экспорта электроэнергии в Республику Корея представляется более перспективным и экономически обоснованным.

Следует отметить, что, несмотря на наличие значительных позитивных сдвигов в российско-корейских отношениях в последние годы, серьёзный потенциал двустороннего сотрудничества используется не в полной мере. Обсуждаются вопросы об установлении стратегического диалога в области энергетики между двумя странами и о приоритетных направлениях сотрудничества в отраслях топливно-энергетического комплекса.

При подготовке концепции стратегического диалога в области энергетики будет уделено достаточно внимания вопросам стратегии, прогнозирования, инвестиционного климата в обеих странах, гармонизации законодательства. К этой работе подключены соответствующие структуры наших стран.

Автор: Беседу вёл Николай КУТЕНКИХ