«Не пройдёт и полгода – и я появлюсь…»
НЕСМОТРЯ на многочисленные сообщения о нормализации обстановки на Северном Кавказе, мирной жизнь в Чечне, к сожалению, не назовёшь. Подтверждение тому – постоянные командировки в неспокойный регион силовиков со всей страны. Среди них и милиционеры из Прим
НЕСМОТРЯ на многочисленные сообщения о нормализации обстановки на Северном Кавказе, мирной жизнь в Чечне, к сожалению, не назовёшь. Подтверждение тому – постоянные командировки в неспокойный регион силовиков со всей страны. Среди них и милиционеры из Приморья. На днях из Чеченской республики вернулся заместитель начальника УВД Приморского края полковник милиции Альфред ТАТАРЧУК, проверявший несение службы на Кавказе отрядами приморской милиции. По возвращении во Владивосток он поделился своими впечатлениями с корреспондентом «В».
Приморцы на хорошем счетуСейчас в Чечне находятся три отряда приморских милиционеров. Сводный отряд милиции, сокращённо СОМ, стоит в станице Гребенской Шелковского района (это на северо-востоке республики). Милиционеры СОМа несут службу на блокпосту, расположенном на въезде в станицу Шелковскую - центр одноимённого района. Приморский ОМОН (к слову, этому подразделению краевого УВД 1 июня исполнилось 15 лет) вот уже который год располагается в Мескер-Юрте Шалинского района, что в центральной части Чечни. Под контролем наших омоновцев – узловой перекрёсток, через который проходят федеральная трасса Ростов - Баку и дорога, соединяющая ряд ключевых населённых пунктов Чеченской республики. Наконец, отряд милиции специального назначения УВД Приморского края (сокращённо - ОМСН, раньше это подразделение называлось СОБР) дислоцируется в селении Агишбатой Веденского района. Это уже южная, горная и самая «горячая» территория Чечни.
«Наша задача - поддержание конституционного строя, обеспечение охраны общественного порядка. Сотрудники УВД Приморского края выявляют лиц, совершивших преступления, проверяют транспортные средства, - рассказывает полковник милиции Татарчук. – Только за два последних месяца нашим сводным отрядом милиции были задержаны четыре автомобиля с перебитыми номерами, которые находились во всероссийском розыске. Ещё две машины выявлены и задержаны нашими омоновцами на блокпосту в Мескер-Юрте, где они несут службу совместно с чеченской милицией».
Каких-либо нареканий приморцы не вызывают. «Я встречался с комендантами Шелковского и Шалинского районов, с руководителями оперативных групп, говорил с заместителем главы администрации станицы Гребенской. Все отзывы о наших отрядах – самые положительные, - продолжает Альфред Татарчук. - Я ещё раз убедился в том, что здесь, во Владивостоке, мы не зря тратим время на подбор личного состава и его подготовку, начиная с правил поведения на Кавказе и заканчивая тактикой проведения специальных мероприятий. Сегодня наш ОМОН по служебным показателям занимает первое место среди всех милицейских подразделений, дислоцированных в Шалинском районе, а СОМ – первое место по Шелковскому району. Приятно было услышать столь высокую оценку в Ханкале от первого заместителя командующего объединённой группировкой МВД на Северном Кавказе. Наш личный состав несёт службу без чрезвычайных происшествий и нарушений, что говорит о хорошем психологическом климате в коллективе. Если по другим отрядам имеются факты срывов, употребления спиртного, потери бдительности, то нам этого удаётся избегать. Нет жалоб и со стороны населения. В станице Гребенской наш СОМ шефствует над одинокой пенсионеркой, дом которой расположен рядом с пунктом временной дислокации (ПВД). В День Победы наши милиционеры посетили троих ветеранов Великой Отечественной войны, поздравили их и вручили подарки».
На войне как на войнеПомимо служебных в Чечне милиционерам приходится решать и чисто бытовые вопросы. Так, например, из-за проблем с качеством хлеба командиры СОМа и ОМОНа предпочли договориться с местными жителями, занимающимися выпечкой на дому. Другой важный вопрос – водоснабжение: если на пункте временной дислокации СОМа имеется насос, то в ОМОН воду завозят цистерной. Но, пожалуй, сложнее всего приходится ОМСН. Это подразделение приморской милиции стоит в горах и участвует в спецоперациях совместно с другими силовыми структурами. Условия - полевые, а значит, спартанские: бойцы живут в палатках, электричество получают с помощью генератора, воду возят бидонами. Дорога, которая ведёт к ПВД милицейского спецназа, периодически раскисает так, что движение по ней становится проблематичным даже для военного транспорта. Зато практически нет сложностей со связью: сегодня в Чечне можно повсеместно купить сим-карту и позвонить домой. Кроме того, во всех отрядах имеются служебные спутниковые телефоны.
И всё-таки Чечня есть Чечня. Хотя первая война началась более 13 лет назад, обстановка на Северном Кавказе по-прежнему далека от идиллической. На вопрос об активности боевиков Альфред Татарчук отвечает лаконично: «Если бы в этом регионе не было проблем с безопасностью и общественным порядком – не было бы и необходимости держать там столько сил. Недавно в ходе спецоперации с участием сотрудников приморского УВД на границе Веденского и Шалинского районов был обнаружен совершенно новый схрон с продуктами и обмундированием».
Срок командировок приморцев в Чечню составляет полгода. По словам Альфреда Татарчука, рассматривается вопрос о том, чтобы вернуться к трёхмесячному сроку: «Отрядам милиции из средней полосы России, которые могут добраться до Чечни своим транспортом, разрешено меняться через три месяца. Мы, дальневосточники, «завязаны» на авиацию. Но я надеюсь, что этот вопрос будет решён положительно. Ведь если первые три-четыре месяца ещё можно нормально работать, то потом личный состав сильно устаёт, прежде всего психологически. Естественно, это отражается на несении службы».
Автор: Василий Авченко Олегович