Какая она – ночная клубная жизнь столицы Приморья?
Между прочим, с точки зрения клубно-ресторанной жизни, Владивосток – не такая уж провинция. Тот же Хабаровск плетётся где-то позади: чизкейка в центре города днём с огнём не сыщешь. А не так давно в одном продвинутом по местным параметрам клубе подали 300
Между прочим, с точки зрения клубно-ресторанной жизни, Владивосток – не такая уж провинция. Тот же Хабаровск плетётся где-то позади: чизкейка в центре города днём с огнём не сыщешь. А не так давно в одном продвинутом по местным параметрам клубе подали 300 граммов водки в стакане для сока, ссылаясь на то, что графин очень неудобен в эксплуатации. Про другие дальневосточные города мы промолчим. Да и многие западные веси могут позавидовать нашей ночной культуре. Однако и до совершенства, что уж лукавить, далеко.
Перед фейс-контролем равны даже госчиновникиФормально во Владивостоке ночная клубная жизнь появилась давно, сейчас даже трудно припомнить и год её рождения, но было это до наступления миллениума. Но истинными клубами те самые ночные заведения назвать можно было с натяжкой. Что и говорить, но в общежитии № 3 ДВГУ, например, был «клуб» «Прометей».
Первый же концептуальный клуб появился в 2005 году. Это был «Аутхолл» (Outhall), который создавался по образу и подобию московского клуба «Лето». И это был просто сказочный, как тогда казалось, клуб. С дорогим интерьером, фейс-контролем, тематическими вечеринками, поистине красивыми танцовщицами go-go и стриптизёрами. И с этого момента пошло развитие: стали открываться другие достойные клубы, кафе, рестораны, кофейни, суши-бары...
Кстати, о фейс-контроле, «проверке лица на входе». Это явление появилось во Владивостоке, как было сказано, в 2005 году, но люди до сих пор к нему не привыкли и зачастую считают неадекватным. А людей, которые стоят на фейс-контроле, несправедливыми.
– Насколько фейс-контроль адекватен или неадекватен, можно рассуждать сколь угодно, и все мнения будут очень субъективны, – говорит знаток клубной жизни, владелец клуба IKRA в Москве Игорь Тонких, побывавший во Владивостоке по приглашению Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров и ресторанного агентства «Анонс». – Тут вопрос состоит в том, насколько владелец клуба доверяет идеологии и вкусам того, кто стоит на фейс-контроле. Фейс-контроль, бесспорно, очень тонкий момент. И он абсолютно не призван быть справедливым. Он вообще граничит с унижением личности. Но таковы правила игры: кто-то их принимает, кто-то нет.
Вот и случается, что в ночной клуб во Владивостоке не пускают госчиновников. Видите ли, фейс-контролёру не понравилась его обувь. Конечно, был скандал. Но если подходить к этой ситуации формально, то фейс-контролёр, по сути, был прав, не пустив посетителя в увеселительное заведение в кроссовках.
Сейчас «клубным» бизнесом зачастую занимаются молодые (порой даже очень) люди на деньги своих родителей. Ошибки прошлого искореняются, ориентир – клубы Москвы. Однако в 90 процентах случаев клубы создаются для себя и являются проекцией взглядов и мировоззрения их хозяев.
– И это естественное развитие любой инициативы, в том числе и творческой, коей является и ночной клуб, – говорит Игорь Тонких. – В клубы однозначно вкладываются не последние деньги. Это очень часто непрофильный бизнес.
Рассчитать точно успешность клубного проекта довольно сложно. По мнению Игоря Тонких, как и в любом бизнесе, в этом деле нет универсальной формулы успеха. Рентабельность бизнеса в общем оценить очень сложно. В одном случае клуб приносит прибыль, в другом – убыточен. Даже визуально клуб может казаться очень успешным – народ так и будет туда рваться, но это абсолютно не предполагает экономического успеха. Кроме того, о прибыльности говорить очень сложно: это закрытый бизнес, никто не афиширует свои показатели.
Может ли мода быть вечной?Однозначно, что сегодня веяние времени таково, что у каждого клуба должна быть своя концепция, философия и аура, если хотите. И совсем необязательный атрибут ночного клуба – модность и актуальность. Даже в истории Владивостока есть примеры того, как клубы открываются и тут же умирают. Есть и история клуба BSB, который работает многие годы, не меняя концепции, и именно это и ценится его посетителями. Да, там давно пора сменить интерьер и отремонтировать зал, но люди всё равно продолжают туда ходить. Хотя, конечно, появление более «презентабельного» конкурента катализируют ремонтные процессы в BSB, и там тоже сделают обновление внутреннего убранства.
Но может ли быть модный клуб вечно успешным – большой вопрос…
– Аудитория очень ветрена и непостоянна, об этом нужно помнить, создавая модный клуб, – говорит Игорь Тонких. – Обычно клубы такого формата живут два-три года. Есть проекты и ещё менее жизненные, например, московский клуб «Лето», который был создан для работы ровно на один сезон. И, конечно, в погоне за модой следует понимать, что, если ты предложишь рынку более модный продукт, чем его могут воспринять, есть очень большой риск, что это заведение не будет успешным. Как много людей, которые хотят посетить стильный клуб с изысканным интерьером и отточенной музыкальной политикой? Вполне возможно, очень многим там будет просто скучно и неуютно. Какой-нибудь аскетичный минималистичный скандинавский дизайн, возможно, будет успешен в Хельсинки и совсем никому не нужен во Владивостоке.
Если перенести сказанное на владивостокские реалии, то действительно интерес к нашим клубам поддерживается около трёх лет. Так угас некогда самый популярный Dance House. А Down town, чтобы миновать закрытие, пережил реинкарнацию и переехал в центр города. Сейчас ходят упорные слухи, что вскоре закроется ещё один пока успешный и очень популярный клуб в центре города, потому что его деньки неумолимо подходят к концу.
Что касается кафе и ресторанов, то у них, безусловно, более продолжительная «жизнь». Хотя нет чёткого юридического разделения на кафе, клуб и ресторан. На самом деле всё всегда немножко и то, и другое, и третье. Разделение на заведения «с танцами» и «без танцев» сегодня очень условно: всё зависит от программы и сиюминутного настроения публики. В заведении могут играть музыку, которая предполагает релакс и чил-аутное настроение, что является больше «кафешной» атрибутикой, а могут врубить бодрящие ритмы, и гости будут зажигать, как обычно в клубе.
~~Мнение профессионала
DJ Антон, клубы Fabula и Placebo:
– Владивостокская клубная индустрия переживает большой кадровый голод. Не хватает практически всех начиная с поваров и заканчивая диджеями. Но при этом мы сейчас находимся на стадии динамичного развития и, думаю, года через полтора приблизимся к стандартам Западной России.
Каких ниш не хватает? Так как клуб создаётся таким, в котором хочет отдыхать его владелец, то последнему важно понимать, что он хочет получить в конечном счёте. Иначе хорошего клуба не получится. В итоге ниши занимаются в соответствии с желаниями конкретных людей. А до стадии, когда человек открывает клуб только для бизнеса, нанимает профессионалов и управляющих, мы ещё не доросли, в том числе и потому, что нет таких команд во Владивостоке, которые могли бы построить клуб, что называется, «под ключ».
При всём этом лично я вполне доволен клубной индустрией нашего города. Может быть, не хватает какого-то андеграунда. Но боюсь, здесь его и не будет – город всё-таки маленький.~~
Автор: Татьяна Куликова Анатольевна