Фуэте до Перми доведёт

Недавно на сцене Пермского театра оперы и балета с блеском прошёл балет «Коппелия». Партию Сванильды – главную женскую! – танцевала Катя Первушина. Лауреат конкурса «Молодые дарования России» (диплом вручал лично Андрис Лиепа). Наша землячка. Ученица выпу

23 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2342 от 23 май 2008
c37f5ea6e230fc27667d5b8e65965646.jpg

Пермский театр оперы и балета – один из лучших не только в европейской части России, но и в Европе. Здесь соблюдают классические традиции. Пожалуй, только на этой сцене «Спящую красавицу» можно увидеть именно такой, какой её поставил Мариус Петипа.

А уж Пермское хореографическое училище славится своей школой, его выпускники – желанные гости в любом театре России. Недавно на сцене Пермского театра оперы и балета с блеском прошёл балет «Коппелия». Партию Сванильды – главную женскую! – танцевала Катя Первушина. Лауреат конкурса «Молодые дарования России» (диплом вручал лично Андрис Лиепа). Наша землячка. Ученица выпускного класса Пермского хореографического училища. Затем были гастроли в Германии, где Берлин, Дрезден и другие большие города рукоплескали «Коппелии». И Кате.

В Пермском хореографическом Катюша учится с 12 лет. Дома, во Владивостоке, за её успехами следят не только бывшие соученики по хореографической школе, педагоги, но и в первую очередь мама, отец, дедушки, бабушки.

В детстве Катюша не грезила балетом. Но у девочки, что называется, были данные. Природный изгиб стопы, хорошая растяжка, гибкость.

- На это мы как-то не обращали внимания, - рассказывает бабушка, профессор ДВГУ Елена Первушина. - Замечали, что девочка гибкая и прыгучая, даже думали записать или в секцию гимнастики, или в танцевальный коллектив. Но руки не доходили…

Но от судьбы не уйдёшь. В то время представители краевой хореографической школы искали одарённых детей в школах Приморья. Заглянули и в ту, где училась Катюша. И порекомендовали перевести ребёнка. Родители удивились: уже не начало учебного года, как же Катюша будет догонять детей, что начали заниматься хореографией с сентября? Педагоги ответили: вы знаете, мы ещё долго будем своих учеников растягивать и гнуть, и, может, они догонят вашу Катю. У неё отличные данные.

- Весь день в доме было всё вверх дном, - смеётся Катя. – Бабушка и родители обсуждали, стоит ли переводить меня, и всё время говорили про какие-то «данные». А я не знала, что это такое и спросила: «Бабушка, а что такое – «есть данные»?». И очень расстроилась, поняв, что мне ничего не дадут…

Катя училась очень хорошо, и педагоги в школе вскоре начали говорить, что девочку следует отдать в серьёзное хореографическое училище. Предлагали Новосибирск, Пермь…

- Но ведь ей было всего восемь! – вспоминает Елена Первушина. - Мы никак не могли принять такое серьёзное решение. Но люди знающие повторяли: вы в долгу перед девочкой! Да и видно было, что внучке балет нравится, это ей по душе, что есть в ней особая энергия… И вот исполнилось Кате 12 лет – критический возраст, после которого в хореографическое училище могут и не принять. Это было непросто. Мы позвонили в Пермь, спросили… Нам сказали: приезжайте, посмотрим, какие у девочки данные, но обещать ничего не будем. Приехали. Почему Пермь? Это одна из самых известных школ после Москвы и Санкт-Петербурга. Столичного города, если честно, мы боялись. Катю приняли даже без испытательного срока…

Оставить 12-летнюю малышку одну, в общежитии было очень трудно.

- Я весь первый месяц плакала в телефон и просила меня забрать, - рассказывает Катя. – И когда собралась домой на первые каникулы, всем в Перми сказала: я не вернусь! И не ждите.

- До сих пор не могу понять, как мы это пережили, - подтверждает Елена Александровна. - Я просто тихо с ума сходила, постоянно снилось, как иду пешком по шпалам, чтобы забрать внучку и никогда не отдавать. Я каждый день писала ей письма и каждый день отправляла. Сейчас, правда, письма сменились SMS и телефонными разговорами… Очень старались сын и невестка, у них с Катей и сейчас доверительные отношения, это дорогого стоит. В общем, как-то мы с этим шоком справились… Хотя многие знакомые нас так и не поняли. Одна сказала в лицо: «Ты не бабушка, ты – крыса!».

Все каникулы тогда, в первый год, родители вели с Катей разговоры. И просили, и рассуждали, в конце концов уговорили доучиться хотя бы год.

- Как обрадовались педагоги, когда я вернулась, - улыбается Катя. – А я ещё не понимала, что балет – моя жизнь, это пришло чуть позже. Всё ещё думала, что через год уеду домой насовсем. Летом мы все вместе сели поговорить и стали перебирать профессии: кем я хочу быть, если не балериной. И выяснилось: только балериной.

- После третьего года Катя сказала: как хорошо вы сделали, что прогнали меня из дома! – улыбается бабушка. - В каждый свой приезд она бежит в свою бывшую хореографическую школу, к первым, по-прежнему нежно любимым педагогам. Спасибо руководству училища, Катюше разрешают заниматься в балетных классах.

- Я думаю, что вместе с Катей вы постигали особенности балета…

- Конечно! Осваивала эти французские названия, все особенности техники… Теперь смотрю балет другими глазами. Иногда даже у Цискаридзе замечаю огрехи, - смеётся Елена Первушина.

- Катя, у тебя есть кумир в балете?

- Галина Уланова. Она – лучшая. И единственная.

- Балет – это множество ограничений…

- Я всегда была маленькая и худенькая, это конституция. Дюймовочка на радость партнёрам (смеётся).

- Она спокойно выдерживает режим питания, это ей легко даётся, - подтверждает бабушка. - Конечно, на каникулах в первые дни немного расслабляется, но потом твёрдо говорит: всё!

- Елена Александровна, довольны ли вы образованием, которое Катя получает в училище помимо балета?

- Довольна. Конечно, в любой специализированной школе чем-то жертвуют для главного уклона. А про балетных девочек вообще говорят, что голова им ни к чему, главное – ноги. Но это не так. Работа мысли в этой сфере необходима так же, как и во всякой другой. Нужны и основательные знания, особенно в гуманитарной сфере. И пермские педагоги делают много для развития у учеников широкого культурного кругозора. Ну и мы помогаем с родителями. Я даже сказки сочиняла, чтобы помочь ей разобраться в правилах русского языка. В прошлом году ездила в Пермь, разрешили посетить уроки, посмотреть, как девочка занимается… Тяжёлый труд, скажу я вам!

Нагрузки немалые, Катя постоянно посещает бассейн, чтобы поддерживать позвоночник, делает специальные упражнения.

- Педагоги у нас замечательные, - поддерживает бабушку Катя. - Незадолго до премьеры «Коппелии» педагог выставила меня на выступление в отчётном концерте. Во время исполнения фуэте зазвучали аплодисменты, они сбили меня с ритма. Расстроилась, плакала за кулисами. А Светлана Ивановна Сидорова сказала: «Прима какая! Аплодисменты она слушала! Ты музыку слушай!». И уже во время исполнения «Коппелии» я слушала только музыку и выполнила фуэте, ни разу не сбившись!

- Катя, у тебя выпускной класс, что будет после училища?

- Пока об этом сложно говорить. После «Коппелии» мне и моему партнёру Виктору Мулыгину (он тоже владивостокский) сделал предложение о работе Вячеслав Гордеев. Приглашали и в Самару, причём сразу солисткой. В Большой или Мариинку не хочется: это театры, где построить судьбу крайне сложно. А если говорить о партиях, которые мечтаю станцевать, их много – Жизель, Китри из «Дон Кихота», Аврора из «Спящей красавицы.

- Елена Александровна, вы – счастливая бабушка?

- Не знаю. Счастлива Катиными успехами, плачу от счастья, когда смотрю записи, благодарю судьбу за внучку… Но так много тревог, так хочется, чтобы всё сложилось в Катиной жизни… Поживём – увидим.

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что Катя Первушина и Виктор Мулыгин стали дипломантами престижного конкурса балетного искусства «Арабеск». Их дуэт получил ещё и именную награду – приз, учреждённый звездой мирового балета Галиной Рагозиной «Самому перспективному участнику конкурса, представившему Пермский хореографический колледж». И только им из дипломантов предоставили право открыть заключительный гала-концерт «Арабеска». Кроме того, Катя была признана самой фотогеничной участницей конкурса.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ