Соревнование с «Железным быком». 55 лет назад
Первомай 1953 года стал знаковым для китайского посёлка Суйфэньхэ и советской станции Гродеково. Солнечным днём на советскую пограничную станцию прибыл первый поезд из народного Китая, украшенный алым полотнищем со словами: «Мир-дружба».
Первомай 1953 года стал знаковым для китайского посёлка Суйфэньхэ и советской станции Гродеково. Солнечным днём на советскую пограничную станцию прибыл первый поезд из народного Китая, украшенный алым полотнищем со словами: «Мир-дружба».
Его привёл машинист депо Суйфэньхэ ШИН Чангуй, пожелавший, чтобы дружба между нашими народами стала «крепче гранита, глубже моря!».
Так 55 лет назад был дан старт железнодорожным грузовым перевозкам между КНР и СССР на этом направлении. В красный Китай шли составы с промышленным оборудованием, топливом, прокатом, хлебом. В Советский Союз – масленичные культуры, фрукты, изделия лёгкой промышленности.
Грузоперевозки на Уссурийском отделении ДВжд росли опережающими темпами. Китайская сторона на первых порах заметно отставала. На помощь в первую очередь пришли ближайшие соседи и коллеги – железнодорожники. Они делились опытом, знакомили с передовыми методами формирования поездов, вождения составов в сложном горном рельефе, содержания оборудования, причём непосредственно на китайской стороне: в вагонных и локомотивных депо, на станциях.
Благодаря этой помощи многие китайские локомотивы были усовершенствованы, модернизированы. В результате самый трудный Тайпинлинский перевал поезда смогли преодолевать, увеличив не только скорость, но и грузоподъёмность состава почти в два раза.
Кроме того, уссурийские железнодорожники регулярно и безвозмездно передавали китайской стороне необходимое оборудование, станки, инструменты и техническую документацию. Известно также, что бригада машиниста паровоза депо «Уссурийск» Н. МАРКИНА соревновалась с китайскими локомотивщиками колонны «Железный бык». С переменным успехом.
Память о тех событиях жива среди железнодорожников обеих стран и поныне. Правда, времена изменились. Сейчас ежегодный грузооборот через станцию Гродеково составляет около 9 млн. тонн. А подарки всё чаще делает китайская сторона. Вот лишь один пример – стела дружбы. Соседи отремонтировали её к 80-летию Пограничного района. За свой счёт.
Автор: Юрий ОСИПОВ