Нежный аромат проспекта Столетия…
«И даже Сан-Франциско, лучший город портового мира, перед нашим Владиком шляпу почтительно снял!» – так пелось в одной самодеятельной песне много лет назад – в те дни, когда по указанию Никиты Хрущёва начал строиться Большой Владивосток.
«И даже Сан-Франциско, лучший город портового мира, перед нашим Владиком шляпу почтительно снял!» – так пелось в одной самодеятельной песне много лет назад – в те дни, когда по указанию Никиты Хрущёва начал строиться Большой Владивосток.
1963 год. Мы с мужем (я – студентка, он – штурман) частенько приезжаем в гости к родителям на улицу Печорскую в районе Морского городка (как красиво звучит, правда, и как ужасно коряво произносится и слышится сокращение Моргородок!). Простор, зелень, чайки над волнами! Дома здесь росли как грибы. Тем, кто получал в них квартиры, завидовали – ведь это дома с балконами, со всеми услугами! Высший класс! Эти самые балконы красили во все цвета радуги. Помню, как нас с мужем умилял дом, в котором балконы были покрашены красным и зелёным. К балконам тогда относились с почтением – они почти никогда не были захламлены, а были как бы продолжением квартиры. Здесь играли в шахматы, загорали, занимались с детьми и даже спали. Летом мы с мужем ночевали у родителей исключительно на балконе – так свежо, над головой – звёзды!
Молодым вообще легче не замечать неудобств – например, помню, как по временным мосткам и рытвинам пробирались мы к вновь отстроенному кинотеатру «Океан», где в то лето шла трилогия о Максиме с Борисом Чирковым в главной роли. Почему «вновь отстроенному»? Потому что кинотеатр «Океан» стал потом кинотеатром «Искра», а гордое имя «Океан» было решено дать новому широкоформатному красавцу, построенному в районе Спортивной гавани. На противоположной стороне проспекта 100 лет Владивостоку на первом этаже жилого дома был ресторан «Амурский залив». Жильцы дома были не слишком довольны соседством: шум, музыка допоздна, и вздохнули они с облегчением, когда на берегу Амурского залива построили гостиничный комплекс, куда и перекочевал ресторан, а на его месте открыли фирменный магазин «Океан».
Дальше по проспекту был построен первый во Владивостоке 9-этажный дом (№ 55), на первом этаже которого разместилось одно из самых популярных в городе фотоателье. А вдоль трассы высадили плодовые деревья – груши, яблони. Как расцветал проспект весной! Аромат плыл по воздуху, перебивая даже выхлопные газы (хотя тогда и машин было намного меньше). Помню, однажды весной в автобусе двое мужчин впереди меня растроганно вспоминали, сколько лет они не видели цветущих деревьев… Это были рыбаки, которые уходили на путину ранней весной и возвращались поздней осенью.
Некрасовский путепровод тогда только строился, и весь транспорт шёл с проспекта Столетия в центр города через Снеговую и Военное шоссе (левее оставался район улицы Жигура, который в шутку иногда называли «разбросанным железнодорожным составом» – из-за названий улиц – Буферная, Рессорная, Паровозная, Стрелочная).
Прошло 45 лет. Боже мой, как всё изменилось! И спасибо вам, дорогая газета «Владивосток», за то, что даёте нам возможность окунуться в те времена, когда всё было впереди – и дети, и внуки, и пенсия, и воспоминания…
Автор: Светлана ИВАНОВА