Международные правила морских грузоперевозок изменятся

В Приморской торгово-промышленной палате прошло обсуждение проекта новой международной конвенции по морской и смешанной (до и после погрузки на судно) перевозке грузов. Заинтересованное участие в нём приняли юристы, представители судоходных компаний, морс

16 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2338 от 16 май 2008

В Приморской торгово-промышленной палате прошло обсуждение проекта новой международной конвенции по морской и смешанной (до и после погрузки на судно) перевозке грузов. Заинтересованное участие в нём приняли юристы, представители судоходных компаний, морских вузов.

Проект разработан комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Планируется, что окончательно он будет рассмотрен в конце июня – начале июля в Нью-Йорке, и после этого его представят для одобрения Генеральной Ассамблее ООН в качестве новой универсальной концепции.

Председатель Приморской торгово-промышленной палаты Владимир Брежнев прокомментировал:

- Правительство не случайно обратилось в Торгово-промышленную палату России с просьбой дать свою оценку предлагаемых изменений в области международных морских грузоперевозок. В структуре палаты работает Морская арбитражная комиссия, рассматривающая споры, связанные с фрахтованием судов и перевозкой грузов. Мы подключились к обсуждению, поскольку нашему краю эти проблемы особенно близки.

По оценке Владимира Борисовича, принятие конвенции определит во многом принципиально новые подходы в целом ко всему судоходству. Если документ будет ратифицирован в России, то возникнет необходимость вносить изменения в Кодекс торгового мореплавания, статьи Гражданского кодекса и другие законодательные акты, связанные с урегулированием споров между грузовладельцами, судовладельцами, страховыми компаниями, степенью ответственности каждой из сторон, формами рисков. К примеру, в проект конвенции включено новое определение – «договор перевозки» (договор, по которому перевозчик за уплату фрахта обязуется перевести груз из одного места в другое). Такой договор может предусматривать в дополнение к морской перевозке перевозку другими видами транспорта (применительно к российскому законодательству он будет регулировать перевозки в «прямом смешанном сообщении»). Но единого закона, регулирующего такие перевозки, в России не существует, хотя его принятие и предусмотрено Гражданским кодексом. Поэтому сейчас необходимость в таком федеральном законе ставится на повестку дня.

Активно обсуждали проект новой международной конвенции юристы Морского государственного университета, адвокатского бюро «Правовая конструкция», юристы судоходных компаний, среди которых немало бывших капитанов и других специалистов, в своё время работавших в море. И они не понаслышке знают о проблемах морских грузоперевозок. Предложений от них поступило немало. Они были обобщены и отправлены в Москву.