С добрым утром, любимый!

В семье Примачёвых, живущих в Девятом Вале, нас ждали. Перед приходом гостей детвору нарядили, даже 10-месячной Любочке сделали «хвостик» на нежных детских волосиках. Гостей следует встречать «при параде» – такое здесь правило.

8 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2334 от 8 май 2008
892ce301f2f74d10fae1f4bb40679597.jpg

В семье Примачёвых, живущих в Девятом Вале, нас ждали. Перед приходом гостей детвору нарядили, даже 10-месячной Любочке сделали «хвостик» на нежных детских волосиках. Гостей следует встречать «при параде» – такое здесь правило.

Совсем недавно генеральный прокурор Юрий Чайка говорил о том, что в последнее время всё больше обездоленных ребятишек стали забирать в семьи из-за материальной заинтересованности. Алексей и Елена это утверждение опровергают: «Не в деньгах счастье». Смотришь на эту семью и веришь – точно не в них. Супружеская жизнь Примачёвых исчисляется пока только пятью годами, недавно отметили деревянную годовщину. У каждого за плечами достаточный жизненный опыт: с ними живут дочь Алексея – Катя, студентка, и сын Елены – Антон, старшеклассник, а также общая дочь Любочка и пятеро приёмных детей.


Несколько лет назад двое взрослых людей, работавших с пострадавшими в своих семьях ребятишками, хотели создать реабилитационный центр. «В детей необходимо вкладываться, – говорит Алексей. – Любой политический режим это хорошо понимал: фашисты создали гитлерюгенд, при советской власти были пионерия и комсомол». Однако первоначальные планы Алексея и Елены несколько изменились, когда им предложили переехать из Чугуевки в Девятый Вал, поселиться в прекрасном доме и создать приёмную семью. «Посмотрели, подумали и решились, – рассказывают теперь, – ведь реабилитационный центр – это на время, а ставшие своими дети – навсегда».

Не раз уже доводилось встречаться с таким феноменом: нет у пары детей, а как только берут на воспитание чужого, сразу рожают. Вот и Лена говорит: «Любочку вымолили». Они прожили вместе уже несколько лет, очень хотели общего ребёнка, но забеременела она только после того, как приняли решение стать родителями для чужих малышей. Новые детки с нетерпением ждали появления на свет сестрёнки. «И никакой ревности, о которой мы были наслышаны, – рассказывает Лена. – Все теперь называют Любочку самой красивой и своей, играют с ней, любят».

Однако остаётся главный вопрос: «Имея собственных детей, любят ли родители приёмных?». Лена подкупила своей откровенностью – она не стала, как многие, утверждать, что сразу и безоговорочно прониклась к ним нежными чувствами. «Мне, – говорит, – понадобилось несколько месяцев, чтобы принять всех в сердце. Я хочу быть хорошей мамой, но даже слово «доча» не сразу смогла произнести. Понимаю, что это важно, но далеко не просто».

Прошёл год – четыре девочки и мальчик стали их детьми. За это время пришлось многому их научить. Например, убирать игрушки или мыть посуду. «Почему мы должны это делать?» – поначалу удивлялись ребятишки. К сожалению, те, кто побывал в детском доме, уже получили «прививку иждивенчества», а те, кто попал к Примачёвым сразу из неблагополучных семей, просто не знали, как устроена жизнь в нормальной семье.

Вот, к примеру, Танечка, когда ей было пять лет, мяла картошку, чтобы накормить ею 8-месячного Данилку, укладывала его спать. А мать в это время где-то спокойно пьянствовала. Все ребятишки пережили нечто подобное, их матери и отцы лишены родительских прав. До сих пор до этих малышей бывает трудно достучаться, они могут замкнуться и просто не слышать обращённых к ним слов. Им от трёх до девяти лет. Казалось бы, чистый лист бумаги, на котором можно написать всё что угодно. Однако пережитое успело наложить свой отпечаток, теперь всех нужно медленно, упорно и очень тонко менять. «Наша задача, – говорят родители, – не просто накормить и одеть. Надо подготовить их к жизни, а след-то, тянущийся из прошлого, остался. Например, одна девочка постоянно врёт. Зачем – и сама не понимает. Она не виновата, это сильнее её. Но положительные сдвиги наметились, по крайней мере она начала просить за это прощения».

Алексей и Елена учат своих детей не нравоучениями, а больше собственным примером. Если ребёнок видит, как на дверце холодильника появляется записочка: «С добрым утром, любимый! Твоя жена», думается, запомнят они это на всю жизнь.

Примачёвы хотят в ближайшее время взять ещё трёх девочек – в девичьих комнатах остались как раз три пока не занятые кровати, да и мама может многому научить девчонок – по крайней мере они уже начинают вязать. Времени у Лены хватает, ведь муж взял на себя очень многие домашние хлопоты и дети всеми силами стараются помогать. Иногда мама мечтает, как вырастут их девчонки и она сошьёт им восхитительные свадебные платья.

Удивительная семья? С одной стороны – да, потому что они сознательно пошли на усложнение собственной жизни, с другой – таких, к счастью, в последнее время становится всё больше. А это значит, что счастливых взрослых скоро тоже станет много, ведь они получаются из счастливых детей.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна