Идеи изменяют реальность
На вопросы корреспондента «В» отвечает председатель координационного совета «Деловой России» по Дальневосточному федеральному округу Олег ХРАМОВ...
На вопросы корреспондента «В» отвечает председатель координационного совета «Деловой России» по Дальневосточному федеральному округу Олег ХРАМОВ.
- Вы выдвигали свою кандидатуру на выборы мэра… Зачем? Должность-то фактически расстрельная, как показывает практика. А с карьерой у вас вроде всё в порядке: и депутат городской думы, и в «Единой России» не на последних ролях, и работа в «Деловой России» по всему федеральному округу – и это в 30 с небольшим… И тут ещё претензии на руководство городом, имеющим стратегическое значение для всей страны. Вы свои возможности не переоцениваете?
- Зачем мне должность мэра? Возможно, вы удивитесь, но она мне не нужна, это не самоцель. Важнее другое: формат избирательной кампании предполагает максимальную публичность для её участников, предоставляет возможность самыми разнообразными средствами донести до максимально широкого круга горожан те идеи, проекты и предложения, которые он хочет реализовать. Чтобы сделать то, что мы предлагаем, нужна самая широкая народная поддержка. Избирательная кампания как средство для получения такой поддержки – поддержки идеи, предложения. Почему нет? Ведь гораздо важнее сделать дело, а не выяснять - кто его предложил, я так думаю… Идеи изменяют реальность. И кто сказал, что это не наш случай?
- Тогда нужно понимать, о каком деле речь. Что такое-этакое вы предлагаете жителям Владивостока, что позволяет вам рассчитывать на их поддержку? Какие задачи собираетесь решать с помощью народной?
- Вот мы вместе сейчас поставим задачку. И вместе же попытаемся её решить. А для начала немножко посчитаем. В 1990 году население Владивостока составляло 800 тысяч человек. Сегодня в городе живут примерно 550 тысяч. Что это значит? Что каждый год только из Владивостока уезжают 12-15 тысяч человек. И, заметьте, уезжают-то лучшие, те, кто уверен в своих силах, чьи опыт, знания и умения в состоянии обеспечить им достойную жизнь в любом другом месте. Но не здесь. Почему?
Ответ, если свести его к трём словам, поражает своей простотой: людям негде жить и негде работать. Что мы под этим понимаем? То, что если работа и есть, то её оплата не позволяет обеспечить минимально приемлемый уровень жизни либо она бесперспективна в плане профессионального, карьерного роста и движения по социальной лестнице. То же самое и с жильём: оно вроде есть, но такое, что и не хочется говорить… У многих жителей города нет вовсе никакого своего жилья, и народ ютится по съёмным квартирам. Кроме того, состояние инженерных коммуникаций и жилого фонда таково, что не предполагает никакого снижения затрат горожан на «коммуналку», только их рост. А кошельки у владивостокцев и так не пухлые. Идеи и предложения «Деловой России» направлены именно на решение этих двух основополагающих проблем.
Надо отдать должное президенту России Владимиру Путину и губернатору Приморского края за то, что именно Владивосток определён местом проведения крупного международного форума – саммита АТЭС в 2012 году. И сделано это, прежде всего, чтобы сделать столицу Приморья более привлекательной для жизни, дать толчок к развитию, привлечь сюда новых людей. Это правильно, это необходимо.
Но уже сегодня остро стоит вопрос: кто будет строить многочисленные объекты - мосты, гостиницы, дороги, очистные сооружения? Своих кадров не хватает – уехали. Условий, чтобы они вернулись, – нет. Значит, строить будут приезжие. Пусть даже наши, российские строители. Построят – и тоже уедут. Потому что, даже захоти они остаться, жить негде. Местному бизнесу на участие в подготовке к АТЭС всерьёз рассчитывать не приходится – масштабы и возможности не те. Чтобы развернуться, нужны люди и время. Ни того, ни другого нет. В общем, нехороший круг проблем опять замыкается. А мы хотим его не разомкнуть – просто порвать.
- Звучит интригующе, а в чём соль?
- Давайте посмотрим, как у нас обстоят дела с проблемой «жить негде». К примеру, с Орлиной сопки. И увидим, что основная часть ныне эксплуатируемого жилого фонда (около 60%) была построена в 60-70-х годах прошлого века. Его основу составляют 5-9-этажные панельные дома, главной конструктивной особенностью которых является то, что они не подлежат капитальному ремонту. Нормативный срок эксплуатации таких домов 30-40 лет и практически полностью выработан. Кроме специалистов лучше всех об этом знают те, кто в этих домах живёт. И я знаю. Сам в таком доме живу. Знаю ещё и потому, что ко мне как к депутату Думы Владивостока часто обращаются с просьбами по линии жилищно-коммунального хозяйства. И зачастую дело обстоит так, что проще и дешевле сделать заново, чем восстанавливать «живые развалины». Причём неважно, о чём речь – о водопроводе ли с канализацией, протекающих крышах жилых домов, рассыпающихся лестницах на сопки…
Сказать, что жильё у нас не строят, – нельзя. Строят. Но строят мало. И большая часть новостроек простому жителю Владивостока не по карману, поскольку строится в основном жильё высоких ценовых категорий. Ипотека, по большому счёту, не работает – доходы большинства владивостокцев не позволяют ею воспользоваться на тех условиях, что предлагаются.
Дальше. Никуда не деться от проблемы так называемой точечной застройки. Это – проблема всех. И жителей, чьи интересы и права при этом порой ущемляются. И городских властей, которые игнорируют мнение населения, выдавая сомнительные разрешения на строительство. И застройщиков, чья репутация и бизнес страдают от конфликтов с жителями соседних со стройплощадкой домов. Самый шумный и наглядный пример – противостояние компании «Аркада» и жильцов дома на ул. Толстого, 38. Но и точечная застройка не решает проблемы целых микрорайонов в самых обжитых уголках Владивостока, в основном застроенных панельными «хрущёвками». По оценкам экспертов, они начнут окончательно «сыпаться» в ближайшие 7-10 лет. А ведь, если разобраться, интересы каждой из сторон прекрасно сочетаются и взаимно друг друга дополняют. Всё зависит от того, как к решению проблемы подойти.
Сегодня идёт речь о привлечении порядка 3 миллиардов рублей по линии федерального Фонда реформы ЖКХ на ремонт ветхого и аварийного жилья. Но возникает простой вопрос: а зачем вкладывать такие гигантские средства в то, что всё равно рассыплется в ближайшей перспективе? По сути, это значит просто выбросить на ветер эти миллиарды. Может, эффективнее будет не латать расползающиеся дыры в жилом фонде, а в сотрудничестве и согласии с обществом и застройщиками целенаправленно обновлять его на новые, современные и комфортные дома, попутно обновляя инженерные сети и коммуникации?
Что предлагает «Деловая Россия»? Попробую объяснить, что называется, на пальцах. В микрорайоне, состоящем, скажем, из пятиэтажных «хрущёвок», методом точечной застройки возводится современный жилой дом, этажей 14-16, в котором легко разместится население одной-двух соседних пятиэтажек. Вот в этот новый дом БЕСПЛАТНО, но на пропорциональной основе (была «двушка» - и будет двухкомнатная) и переселить жильцов одной-двух «хрущёвок». Освободившиеся таким образом дома оперативно под снос. На их месте по той же схеме возводится новое жильё, куда переселяются жильцы из оставшихся домов микрорайона. Никаких переездов на окраины, никакой смены привычной для жизни обстановки. Домов в микрорайоне получается меньше, жизненного пространства – больше. А это и скверы, и детские, и спортивные площадки, и общественно-торговые центры, и поликлиники…. Тем более что современные технологии строительства, рекультивации и благоустройства территорий позволяют сделать так, чтобы освобождающееся при сносе ветхого жилья пространство было использовано для создания жилой и социальной инфраструктуры по самым высоким современным стандартам.
- Прямо сказка какая-то…
- Но ведь нравится? Звучит как утопия, если не принимать во внимание интересы всех участников процесса или рассматривать их по отдельности. Давайте попробуем разобраться, какие это интересы и могут ли они мирно сосуществовать?
Интерес владивостокцев понятен – бесплатно поменять старое жильё на новое, повысить качество жизни. Жить в красивом, уютном и благоустроенном городе. Немаловажно, что новые инженерные сети и коммуникации, использование при строительстве современных энергосберегающих технологий позволят существенно повысить качество жилищно-коммунальных услуг. Снизить их стоимость прежде всего за счёт сокращения потерь в сетях. Это во-первых. А во-вторых, наступает момент истины для самих жильцов в свете норм Жилищного кодекса, предусмотренных форм самоуправления населения. Вот вам новое жильё, вам в нём жить, вам и управлять. А город получит полное, в том числе - моральное, что немаловажно, право спросить и с жильцов за состояние их домов. Кроме прав, в данном случае – права на жилище, гарантированного нашей Конституцией, у жителей города должна быть и ответственность за то, где и как они живут. И это справедливо.
В чём интерес города? В данном конкретном случае как минимум в оперативном обновлении жилого фонда, инженерных сетей и коммуникаций, в снижении издержек на их эксплуатацию и содержание. Нынешнюю ситуацию в этой сфере иначе как критической не назовёшь. А ещё желательно и доходы какие-то в городской казне иметь, чтобы хотя бы эти нужды в должном объёме финансировать. И ещё лучше – побольше, чтобы было на что развиваться. Верно?
- С этим точно никто спорить не станет…
- Дело за малым – привлечь к такой совместной работе бизнес. Строители – люди серьёзные, производство у них сложное. Но у них, как и у всех бизнесменов, конечная задача одна – получение прибыли. Её выполнение зависит от многих факторов. Самый значимый – земля, участки под застройку. Есть площадки – есть работа – есть прибыль. А нет – значит нет. Ни прибыли, ни возможности развиваться, ни даже возможности сохранить полноценный бизнес. Земли же Владивостока – частью в ведении городских властей, частью – в распоряжении непростых структур вроде министерства обороны. Получить приличную площадку, которая гарантировала бы застройщику и минимум издержек при строительстве, и покупательский спрос, чтобы дорого и быстро продать новостройку, – проблематично… А строить на неосвоенных окраинах – дорого, долго и относительно рискованно: когда и как всё реализуется?
Но вот какая штука: стоимость земли, которую город либо продаёт, либо сдаёт в долгосрочную аренду застройщикам, очень разная. В центре она поистине «золотая», на окраинах – в разы, если не в десятки раз дешевле. А если бесплатно предоставить застройщику площадки в таком «золотом» районе с условием, что он обеспечивает его расселение по предлагаемой схеме?
Судите сами: строительные площадки в жилых микрорайонах инженерно оборудованы – к ним подтянуты электрические, водопроводные, канализационные и тепловые сети и коммуникации, на которые не надо получать согласований. Обновляй их, клади новые трубы, ставь новое распределительное оборудование от магистральных сетей – и эксплуатируй. Всё гораздо дешевле и быстрее, чем процесс «с нуля». То же самое – транспортная доступность: не надо строить временных дорог и подъездных путей, всё есть. Это существенно влияет на сроки строительства. А значит, на оборачиваемость капитала и в конечном счёте на рентабельность и прибыльность стройки, что подтвердит любой экономист. Ну а построите больше при соблюдении всех договорённостей, нормативов и стандартов – пожалуйста, реализуйте на рынке! Вот вам практически чистый доход! Разумеется, рациональнее всего, когда одна компания занимается реконструкцией целого микрорайона. И в этом случае строители получают гарантированный на определённое время фронт работ с вполне предсказуемой нормой прибыли. Своего рода госзаказ, но с возможностью дополнительного заработка.
Не забудем, что освобождающееся ветхое жильё нужно сносить и утилизировать. А это целый отдельный бизнес. Что можно взять с рассыпающегося железобетона? И железо – арматуру, закладные детали и прочий металлолом, который можно продавать. И бетон, который можно измельчать и также продавать коллегам-строителям на отсыпку дорожного полотна. О том, что в ближайшее время спрос на такие материалы будет нешуточный, свидетельствуют планы правительства, выделяющего триллионы рублей на дорожное строительство, в том числе и на Дальнем Востоке. Не будем забывать и о подготовке к саммиту АТЭС, в которой новые дороги - важный пункт.
Но и это ещё не всё. Во Владивостоке полно интересных мест с прекрасными видами вблизи транспортных и инженерных коммуникаций, которые для массового строительства непригодны. Но там вполне можно строить и потом продавать индивидуальное жильё премиум-класса по эксклюзивным авторским проектам. Почему не отдать их как некий бонус в освоение застройщику, работающему с городом в предлагаемом режиме частно-государственного партнёрства?
Если вернуться к интересам города, то получается, что с помощью горожан, не препятствующих, как сегодня, а содействующих процессу, и бизнеса возможно решить значительную часть ныне существующих проблем: и внешний облик города улучшить, и жилой фонд основательно обновить, и значительную часть коммуникаций, и существенно снизить издержки городского хозяйства… Большинство проблем можно решить, если подходить к этому с точки зрения здравого смысла и взаимного уважения к интересам всех вовлечённых сторон. И мы открыты для всех, кто готов к такому сотрудничеству. С вопросами и предложениями всегда можно обратиться в координационный совет «Деловой России» по Дальневосточному федеральному округу. Он находится по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 89 (Дом профсоюзов), офис 413, телефон 26-57-07, e-mail: deloross@bk.ru
Автор: Андрей НИКОЛАЕВ