Старый новый кинотеатр и его директор

...Юлия Михайловна ВАСИЛЬЕВА вспоминает, какие очереди стояли в кассы «Уссури», особенно когда в прокат вышли «Тарзан», «Ты моё счастье» - заграничное кино. Билеты были проданы на месяц вперёд. А уж сколько «жучков»-перекупщиков милиция вылавливала!..

29 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2330 от 29 апр. 2008
3d4ba0c80ca3e5de6f8a4380d4f94dc7.jpg

1945 год. Владивосток. По Ленинской улице медленно шла 20-летняя Юлечка, демобилизованный сержант-радист. Она немного огорчена: планы - пойти в море после войны, сражений в Маньчжурии, после демобилизации посмотреть мир - не удавалось воплотить в жизнь. Денег в кармане не так много, да и вещей – тоже. Военная форма – вот, собственно, и весь гардероб. В 1939 году семья Юли попала под репрессии и с тех пор жила тяжело… Взгляд девушки упал на объявление на дверях кинотеатра «Уссури»: «Срочно требуется кассир». «А почему нет? – подумала она. – Поработаю немного, а там посмотрим…». Это «немного» оказалось – 62 года. Именно столько Юлия Михайловна ВАСИЛЬЕВА, ныне исполнительный директор кинотеатра «Уссури», здесь работает…


- Первый свой билетик, - говорит Юлия Михайловна, - я продала на фильм «Девушка моей мечты», трофейный, с Марикой РЁКК. Хорошо помню. А потом как-то так получилось, что я быстро пошла в гору: кассир, потом – методист, администратор, главный администратор, а потом – директор. И 40 лет была директором «Уссури».

- А когда вы поняли, что эта работа – не просто зарабатывание денег, а призвание, дело жизни?

- Когда начала работать со зрителями. Стала понимать: это моё. Я даже когда была в отпуске, заходила во все кинотеатры, замечала какие-то интересные идеи, запоминала и старалась воплотить в жизнь в «Уссури». Выдумывала, можно сказать, конфетку из ничего делала. Тогда энтузиазм много значил: 25 процентов выручки от проката фильма уходило в Госкино, 55 забирал городской бюджет, а на остальные 20 – живи, кинотеатр: зарплату плати, ремонт делай, в общем – всё. Копеечку мы всегда считали. А ведь «Уссури», пока не открылся «Океан», был главным кинотеатром города. Первоэкранным! Кстати, мы и сегодня будем показывать кино первым экраном. Какие актёры, режиссёры проводили у нас творческие встречи: Леонид КУРАВЛЁВ, Марина ЛАДЫНИНА, Александр АБДУЛОВ, Борис АНДРЕЕВ, Лариса ЛУЖИНА, Виталий СОЛОМИН, Александр МИХАЙЛОВ! Вот смотрю старое кино и в каждой ленте вижу тех, с кем была знакома, общалась… Это были по-настоящему народные артисты! Стоило им выйти в зал, как люди начинали улыбаться! За творческую встречу зрители лишнего не платили, в те 70 копеек, что стоил билет, входила и сама встреча, и оркестр, что играл у нас в фойе, и возможность посмотреть документальное кино, и посетить зал периодики на втором этаже. Помните, там стояли столы под бархатными скатертями, стулья в белых чехлах (и что поразительно, чехлы всегда оставались чистыми), лежали свежие газеты и журналы? А ещё у нас был детский кинотеатр «Искорка», где всем заправляли дети: и кассирами были, и даже киномеханиками… Вообще мы много работали с детьми: ученики школы № 1 писали рецензии на просмотренные фильмы, мы их собирали и отправляли на киностудию… Много работали со студентами института искусств, они вели кинолекторий…

- В «Уссури» всегда была очень тёплая атмосфера…

- Да, потому что коллектив был стабильный, меньше 20 лет никто не работал, многие сотрудники и до сих пор работают в «Океане». Мы были семья, знали и беды, и радости. Фильм готовили к выходу на экран тщательно: собирались вместе на планёрку все, думали, какая будет реклама, афиша, что будет играть перед началом оркестр: репертуар должен был совпадать по настроению с фильмом. Именно такая дружная работа позволяла нам выполнять план, а он был немаленький - 85 процентов загрузки зала, не меньше… К нам люди приходили за час до начала фильма, одевались красиво, это был целый ритуал: пойти в кино семьёй! Сейчас, к сожалению, ритм жизни стал куда более нервным, спешным, да и отношение к кино изменилось… И само кино тоже стало другим. Я очень люблю старые ленты: «Родная кровь», «Чистое небо», в них душа чувствуется, а как играют актёры!

Юлия Михайловна вспоминает, какие очереди стояли в кассы «Уссури», особенно когда в прокат вышли «Тарзан», «Ты моё счастье» - заграничное кино. Билеты были проданы на месяц вперёд. А уж сколько «жучков»-перекупщиков милиция вылавливала!

- Кино было самое доступное и дешёвое развлечение, - говорит бессменный директор «Уссури». – Эстрадные артисты к нам редко приезжали… Впрочем, кино и сегодня самое народное из искусств. Ничего не изменилось. Мы всегда старались создавать уют: картины висели, стояли крепкие дубовые лавки. Уютным кинотеатр будет и сегодня. В процессе реконструкции и частичной реставрации сохранён старый фасад, частично – интерьер первого этажа. Например, балюстрада, где раньше играл оркестр, арка на первом этаже.

Лицо Юлии Васильевой мрачнеет, когда она вспоминает перестроечные годы. Как за здание – памятник истории и архитектуры, первый звуковой и первый широкоэкранный кинотеатр – шла настоящая война. На директора давили и разного рода сомнительные бизнесмены, и даже из Госкомимущества намекали: продавайте, чего вы трепыхаетесь… А уж меняющиеся мэры о бедах «Уссури» и слышать не хотели.

- У нас в зале с крыши дождь идёт, стены грибок съедает, - говорит Юлия Михайловна, - а мэр мне говорит: не до вас, у меня вон школы в очередь за ремонтом стоят… Сколько раз нас купить пытались, и не вспомню. Каждый раз мы собирались всем коллективом и решали, что делать. И понимали: не выживем, да, но если сейчас сдадимся – кино в «Уссури» больше не будет никогда. Казино сделают или торговый центр. Поэтому и пошли на поклон к Эдуарду КОРИНУ. Если честно, я думаю, что это счастье для «Уссури», что он согласился взять нас под своё крыло.

Реставрацию кинотеатра – как планировалось сначала – провести оказалось практически невозможно. За 62 года, что работает там Юлия Михайловна, в здании капитального ремонта не было. Стены съел грибок. Вот и пришлось что-то бережно сохранять, а что-то возрождать, строить заново.

- Конечно, ремонт тянулся долго, - вздыхает Юлия Васильева. – У нас же не было строительной площадки, центр города! Цемент, стройматериалы – всё привозили по ночам, когда большие тяжёлые машины могли стоять на проезжей части и не мешать движению.

Первый кинотеатр Владивостока остаётся первым и после реконструкции.