Морская баллада про парусник «Паллада»

Участники кругосветного плавания на учебно-парусном судне Дальрыбвтуза «Паллада» в минувшие выходные прибыли в Барселону. Накануне посещения испанского порта эксклюзивное интервью «В» дал капитан парусника Николай ЗОРЧЕНКО.

24 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2328 от 24 апр. 2008
e691910c57dc6f5706f5e4cdfd3e847a.jpg


Участники кругосветного плавания на учебно-парусном судне Дальрыбвтуза «Паллада» в минувшие выходные прибыли в Барселону. Накануне посещения испанского порта эксклюзивное интервью «В» дал капитан парусника Николай ЗОРЧЕНКО.

- У вас это уже вторая кругосветка. Есть ли разница? И что вообще для России парусный флот?

- Первая состоялась в 1992 году. Не самая лучшая пора для страны. Были потеряны многие уникальные парусники. Что касается кругосветного плавания, то это сложное мероприятие, которое учитывает экономическое состояние государства, политическое влияние, практическую целесообразность и так далее. Для России это ещё более актуально, так как у нас самый крупный во всём мире учебный парусный флот: четырёхмачтовые барки - «Седов» и «Крузенштерн», а также три парусника - «Мир», «Паллада» и «Надежда». В 2003-2004 годах состоялось очередное кругосветное плавание УПС «Надежда», посвящённое 200-летию первой российской кругосветки. Сейчас подошла ещё одна знаменательная дата: 190-летие плавания российских военных кораблей под командованием Ф. Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕНА и М. П. ЛАЗАРЕВА, а также 50-летие начала нашим работам в Антарктиде.

Конечно, то и это путешествие нельзя сравнивать. В тот раз, когда мы пришли в Новороссийск для смены курсантского состава, нам пришлось думать о том, на какие деньги вернуть ребят во Владивосток. Сейчас проблем с финансированием не возникает. У нас всегда хороший запас топлива, воды и продовольствия. А вот что бросается в глаза, так неизмеримо выросший авторитет государства. Мэр столицы Филиппин подчеркнул на приёме, что наш визит сродни первому посещению Манилы МАГЕЛЛАНОМ. Перед этим он почему-то не счёл возможным посетить иностранную военно-морскую эскадру, которая была за две недели до нашего захода, а нам подарил «ключ от города». И так в каждом зарубежном порту, где «Палладу» встречают послы и консулы Российской Федерации.

- Николай Кузьмич, какие задачи стоят перед этой кругосветкой?

- Подтвердить ещё раз, что наш парусник, моряки и курсанты способны плавать во всех широтах Мирового океана. Нам по плечу долгий отрыв от родного берега, разные климатические и временные зоны. Мы способны выполнять государственные задания везде, где этого требуют интересы России. И надо напомнить всему миру, что в России есть Приморье и Владивосток.

- На «Палладе» проходят практику курсанты. Какие у них обязанности, с какими трудностями столкнулись?

- В первом этапе новичков было две трети. Прежде всего ребята расписываются по мачтам. На каждой мачте у каждого очень чёткие обязанности: где и в каком случае по какой команде кто и что делает. Разницы между новичками и бывалыми практически нет. Бывалые учат новичков навыкам работы и на палубе, и на мачтах, и на реях, и со снастями. Больше всего ребята любят работать по авралу: во-первых, работает весь личный состав, во-вторых, добавляется адреналин в кровь, ведь работа на высоте, с креном опасна, ребята чувствуют свою силу и сноровку.

- Есть ли у курсантов любимые или нелюбимые работы на судне? Чем занимаются в свободное время?

- Что касается любимых и нелюбимых работ. Конечно же перебирать пряники в продуктовых кладовых более приятное занятие, чем драить, скажем, гальюн. Но здесь руководители практики и старшины ведут учёт нарядов, работ, чередования вахт - практически все курсанты проходят через все работы. Весь вопрос в том, что одну работу ребята делают с душой и быстро, а другую - нехотя и с подталкиванием. В свободное время физически активные курсанты обычно занимаются спортом: бегают по палубе, играют в волейбол, отжимаются, занимаются с гантелями, гирями, штангой. Многие играют на гитаре или в шахматы. Другие свободное время проводят в кубриках, читают книги.

Уверен, что первая практика продолжительностью 2,5-3 месяца даёт курсанту-новичку полное представление о будущей профессии, позволяет почувствовать разницу между береговой и морской жизнью, подсказывает будущим мореходам смысл выбранной профессии.