Автострахи

Страховой бизнес всегда был благодатной почвой для мошенничества. С новой силой это явление заявило о себе, когда страхование гражданской ответственности стало обязанностью каждого автовладельца.

18 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2325 от 18 апр. 2008

Страховой бизнес всегда был благодатной почвой для мошенничества. С новой силой это явление заявило о себе, когда страхование гражданской ответственности стало обязанностью каждого автовладельца.

Липовый цвет

По оценкам экспертов Центра страхового права, существует более 40 уловок, с помощью которых недобросовестные компании могут обмануть клиентов. Обмануть можно не только буквально, но и о чём-то умолчать, где-то потянуть время, какие-то документы «случайно» потерять… Вариантов много.

Общение со страховой компанией начинается с покупки полиса. Одна из самых острых проблем «автогражданки» - продажа фальшивых и недействительных полисов. Для регистрации автомобиля и прохождения техосмотра такая бумажка, может, и сгодится, но в случае ДТП ни на какие выплаты рассчитывать не приходится. Как правило, мошенники покупают их в страховых компаниях по договорённости с сотрудниками или реализуют утерянные или ворованные документы.

Нарваться на поддельный документ менее вероятно, но тоже можно. Надо помнить, что настоящие полисы ОСАГО выпускаются только в типографии Гознака и имеют несколько степеней защиты. А желания проверить подлинность полиса вам наверняка прибавит такой факт. При предъявлении фальшивки сотруднику ГИБДД вы автоматически становитесь участником судебного разбирательства, худший исход которого – уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.

При оформлении полиса необходимо тщательно следить за тем, чтобы агент правильно заполнил все его поля. Случись авария, объяснять, что страховщик случайно ошибся, а вы этого не заметили, бесполезно. Дело может дойти до отказа в выплате или даже до обвинения в попытке обмана компании.

Союз обманщиков

Есть схемы и намеренного обмана. К примеру, агент заполняет лишь оригинал полиса и отдаёт его клиенту. Копию обещает заполнить позже, «чтобы не отнимать у вас время», тем более что данные у него есть. В результате в страховую компанию попадёт полис, заполненный по самому дешевому варианту, а разницу в цене агент оставит себе. О проделке этого «комбинатора» вы и не узнаете, если, конечно, не попадёте в ДТП.?

О том, что с полисом не всё в порядке, могут свидетельствовать и скидки, кажущиеся на первый взгляд соблазнительными. Если вам предлагают полис ОСАГО процентов на двадцать дешевле, чем у конкурентов, то здесь точно что-то не так. Единственная скидка, на которую может рассчитывать автовладелец, – это бонус за безаварийную езду.

Ещё один важный момент. Проблемы с получением возмещения могут быть связаны с тем, что человек невнимательно прочитал договор. Если с ОСАГО, регулируемым федеральным законом, всё более или менее понятно, то с КАСКО страховщики могут творить всё, что их душе угодно. Если за ту или иную фразу в договоре компания может ухватиться, чтобы отказать в выплате, она это сделает. Предположим, в договоре КАСКО указано, что с полуночи до шести утра ваш автомобиль должен находиться на охраняемой стоянке. Если машину угонят, когда, возвращаясь поздно с работы, вы на пять минут зайдёте в магазин, страховщики… откажут в компенсации.

Особое внимание стоит обращать и на то, по какой методике компания подсчитывает степень износа застрахованного имущества. Где-то старение происходит пропорционально количеству дней, прошедших с момента покупки автомобиля, в других случаях машина теряет в цене каждый месяц, например, в первый – 7 процентов, во второй – 3 процента и по 1 проценту в каждый последующий. При этом часть месяца считается за полный. Разорительность второго варианта легко ощутить, если новый автомобиль угонят всего через несколько дней после его приобретения.

Осмотрительность не повредит

Итак, чтобы не попасться на удочку мошенников, при покупке полиса необходимо соблюдать несколько правил мудрого страхователя.

Правило первое: внимательно выбирайте страховую компанию. Расспросите друзей, ознакомьтесь с рейтингами страховщиков в Интернете. Узнайте о той или иной компании у её клиентов, которым уже приходилось сталкиваться с процедурой возмещения. Надёжность компании определяется не количеством громких рекламных трюков, а объёмом и оперативностью выплат по страховым случаям.

Правило второе: не покупайте полис «на улице». Если имеете дело с агентом, не стесняйтесь попросить его предъявить документы – либо оригинал доверенности на ведение страховой деятельности, либо её нотариально заверенную копию. Копию лицензии самой компании также увидеть не помешает.

И третье. Всегда читайте то, что подписываете. Не стесняйтесь задавать вопросы. Практически во всех компаниях договор можно взять для домашнего изучения.

Помимо этого в арсенале каждого страхователя должно быть оружие, которого компании очень боятся: вы должны знать, как правильно защитить свои права и кому пожаловаться на недобросовестных страховщиков. Если вы уверены в неправоте представителей компании, пишите жалобу в центральный офис или региональное представительство Федеральной службы страхового надзора (ФССН). По всем спорным вопросам, возникающим у страхователей, можно обращаться и в Российский союз ?автостраховщиков, филиалы которого действуют во всех федеральных округах.

Автор: Людмила ТУРКИНА