Лама Оле Нидал: Пространство беременно!

Во время Второй мировой войны его отец, профессор немецкой филологии, участвовал в движении сопротивления, вывозил евреев из родной Дании и соседней Швеции. Маленький Оле НИДАЛ ещё не мог ему помогать, но уже тогда мечтал, что станет настоящим защитником.

15 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2322 от 15 апр. 2008
0196ee2e867e35acf1f5e2a1b88eef2e.jpg


Во время Второй мировой войны его отец, профессор немецкой филологии, участвовал в движении сопротивления, вывозил евреев из родной Дании и соседней Швеции. Маленький Оле НИДАЛ ещё не мог ему помогать, но уже тогда мечтал, что станет настоящим защитником. И видел сны…

Россия - это страна чувств

- С детства нам с женой снились монахи, высокие горы (в Дании таких нет, местность равнинная), женщины и мужчины в красных одеждах. В своих снах я защищал их, уводил в безопасное место. А позже, когда мы с женой Ханной путешествовали по Тибету, - не поверите! - узнали эти места. Я даже родился с большим тёмным родимым пятном на лбу, тибетцы говорили, что это знак защитника.

Лама Оле Нидал представляет одну из четырёх традиций тибетского буддизма – Карма Кагью. Единственный лама-европеец живёт в дороге – ездит по свету, читая для последователей учения Будды лекции. Они с женой (она умерла в прошлом году) основали 560 центров по всему миру. Владивостокский буддийский центр Алмазного Пути школы Карма Кагью также создан ими. Недавно проповедник посетил столицу Приморья, пообщался с учениками и прочитал лекцию «Буддизм сегодня».

- А Тибет сегодня?..

- Страна разрушена! Там больше китайцев, чем тибетцев. Местным не разрешают разговаривать на родном языке, носить национальные одежды, образование они получают на китайском языке. Тибетский буддизм сейчас находится за пределами Тибета. Что будет с этой древнейшей культурой в будущем? Наверное, она поглотится общевосточной либо китайской культурой. Сейчас многие молодые китайцы едут в Тибет, чтобы чему-то научиться. И там, как и в остальных местах, буддизм останется привилегией определённой группы, большинство членов которой – люди образованные, умные, со своим мнением.

Тибетский буддизм, я считаю, будет жить в определённых слоях общества, распространяться во всем мире, кроме мусульманских стран, где за то, что ты немусульманин, могут убить. Я там не учу, потому что это опасно для моих учеников.

- Вы в России не в первый раз. Какое впечатление оставляет страна?

- В России больше чувств. Нужды русских так долго не претворялись в жизнь, что теперь люди навёрстывают упущенное. Страна очень динамичная.

Президент-гений – это забавно

«А вот представь, что мир – это ты. Ты – это всё, что есть в мире», - говорит мне один из учеников Оле Нидала и отпивает чай из пластикового стаканчика. Таких, как он, здесь больше двухсот человек. Они приехали из России и Европы и будут путешествовать вместе с духовным учителем по всей стране.

- Есть на свете наркоманы, убийцы, воры – это всё ты, - к разговору подключаются другие буддисты.

- Но ведь я не убийца и не наркоманка. Я – это я.

- Но могла быть кем угодно. Ты же видела по телевизору сюжеты про убийц или наркоманов? Значит, они – часть тебя.

- А если есть что-то, чего я не знаю?

- Всё равно это ты…

Далее последовали объяснения, из которых я поняла только то, что всё и вся – это я и от этого не отвертеться…

- В молодости вы употребляли наркотики, были связаны с культурой хиппи… - продолжаем мы разговор с ламой.

- Да. Но сейчас я против химических воздействий на ум. Это грабит наше подсознание. В то время многие верили, что можно изменить сознание с помощью психотропных средств. Мы с женой поняли, что это неправильно. Наши друзья вдруг начали становиться «забавными». Мы просили их бросить наркотики. Но если у человека нет другого источника духовного опыта, трудно остановиться. Да, это было недолго, но, отрицать не стану, наш жизненный путь начался с наркотиков и движения хиппи в 60-е годы. А в 70-е он превратился в духовные поиски.

- Коль скоро заговорили о молодёжи. Многие подростки пытаются выглядеть экстравагантно, выделиться необычным поведением.

- Надеюсь, эти ребята станут богатыми людьми в хорошей стране, которая нуждается в экспертах и сильном руководстве. Думаю, вполне нормально, что люди в раннем возрасте пробуют разные вещи. Если они продолжают своё образование.

- Хм… Продолжают образование…

- Когда страна становится богаче, появляется спрос на образованных людей. И на сочувствие. Сейчас ваш президент - Медведев. Я смотрел на его лицо… Мне кажется, у него есть сочувствие. После периода, когда страна набирала обороты, он может повести народ по пути сочувствия. Было бы неплохо, во всяком случае. Кстати, интересно было бы с гением на этом посту – с Каспаровым, например. Было бы забавно, если б вещами хоть раз управлял гений.

- Кому было бы забавно?

- Для страны… Миру было бы интересно. Я думаю, невозможно развить ум, не развив сочувствие. Большинство злых людей глупы. Они ведь даже не знают о причинах и следствиях. Нужно понимать, что всё, что ты сделаешь другим, потом переживёшь сам.

Объединение православных - это хорошо

- Россия - государство светское, ни одна религия не является доминирующей. Но фактически «духовный монополист» - Русская православная церковь…

- Другие страны давно отказались от навязывания веры. Определённая часть населения будет способна естественным образом понять христианство, другая - нет. Нет смысла растягивать коротких людей и подрезать длинных, чтобы все стали одного роста.

- Недавно начался процесс воссоединения православных церквей под началом РПЦ. Здесь, разумеется, были моменты не только религиозные, но и политические. В буддизме тоже несколько школ…

- Мы далеки от политики. Будда жил 2,5 тысячи лет назад и не говорил ничего ни о какой политике. Между разными школами буддизма никогда не было распрей по поводу философских основ учения. В Тибете, где буддизм соприкоснулся и частично слился с политикой, действительно, были случаи, когда, например, один монастырь сжигал другой монастырь… Но не из-за учения, а во многом из-за личных распрей. Мы стараемся не быть слишком мирскими. Но я счастлив, что православные сошлись - хорошо, когда люди считают, что они части одного целого, можно вместе творить добро.

- Вы - европеец по рождению, но приняли буддизм и даже стали ламой. Чувствуете исключительность?

- Есть немного. Я объясняю суть религии на несколько иных примерах. Люди вступают в поток с разных направлений, необходимо учитывать разный менталитет.

- А как вас в Тибете воспринимают?

- Когда мы в 70-х годах впервые приехали в один из тибетских городов с 50 друзьями из Европы, жители этих территорий впервые увидели высоких блондинов. Они спросили: «А в том месте, откуда вы приехали, у солнца и луны такой же цвет, как здесь?». Мы ответили, что такой же. Они тогда расслабились и сказали: «О! Это тоже люди, как мы!».

- Буддизм – довольно демократичная вера. Что помогло ему стать одной из трёх мировых религий?

- Может, то, что у нас много умных людей по всему миру, которые начинают понимать, что пространство постоянно беременно. Внутреннее пространство, то, что живёт в нас, создаёт чувства. Внешнее – снаружи - реальности. И для всего этого «самотворческого» процесса не нужен творец извне. И понимая это, люди становятся буддистами.

Автор: Валерия Федоренко Павловна