Переселение – времени веление
Демографическая ситуация в Приморском крае складывается таким образом, что для решения сложных задач в промышленности и сельском хозяйстве вскоре остро встанет вопрос нехватки рабочих рук. Причём речь идёт о потребности в специалистах высокого класса.
Демографическая ситуация в Приморском крае складывается таким образом, что для решения сложных задач в промышленности и сельском хозяйстве вскоре остро встанет вопрос нехватки рабочих рук.
Причём речь идёт о потребности в специалистах высокого класса. Для изменения создавшегося положения указом президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 была утверждена государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
Её основанием служат приоритетные задачи в области социально-экономического развития. Существует потребность в компенсации естественной убыли населения и дефицита рабочей силы путём привлечения и закрепления на постоянное место жительства соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья. Для достижения этой цели необходимо создать притягательные условия для переезда в наш край мигрантов с высокой профессиональной квалификацией.
Администрацией края разработан регламент приёма и обустройства участников программы, приоритетное право в которой предоставляется переселенцам в трудоспособном возрасте, владеющим русским языком и имеющим профессиональную подготовку и квалификацию.
Приморье - пилотный регион, и сейчас программа реализуется на трёх территориях: в Дальнегорске (ЗАО «Горнохимическая компания «Бор»), в посёлке Восток Красноармейского района (ОАО «Горнорудная компания «АИР») и в Артёме (сельскохозяйственный торговый научно-производственный центр «Подгородненский»).
Выполнение программы затрудняют такие факторы, как недостаточная информированность жителей Приморского края и соотечественников, проживающих за рубежом, что замедляет процесс привлечения переселенцев в расчётных количествах. Чтобы исправить ситуацию, руководство УФМС России по Приморскому краю совместно с Управлением службы занятости населения ежемесячно пополняет и обновляет информацию о вакансиях работодателей, условиях трудоустройства, заработной плате и стоимости жилья на рынке недвижимости. Необходимо также развивать более тесное сотрудничество с зарегистрированными на территории края национальными диаспорами.
К сожалению, пока существует практика, когда работодатели предоставляют переселенцам временное жильё; людей же всегда привлекает возможность получения и приобретения квартиры или дома в личную собственность. В связи с этим возникла острая необходимость предоставить возможность льготного кредитования, предоставления ссуд и сертификатов этой категории граждан.
Для усиления привлекательности краевой программы необходимо как минимум увеличить единовременное пособие в пять раз, а также предоставить льготное кредитование и определённые стабильные льготы работодателям. Необходимы изменения и дополнения в законодательной базе, где обязательства государства перед участником закреплены, а обязательства участника никак не оговорены. Получается, что ? числа поступивших на рассмотрение анкет потенциальных участников программы возвращаются в представительства ФМС России за рубежом заявителям по причине несоответствия профессионального образования заявленной вакансии.
Работодателю необходимо документальное подтверждение полученной заявителем специальности. В нашем крае необходимы квалифицированные специалисты, владеющие навыками работы на технике и технических средствах нового поколения.
Региональной программой Приморского края в перспективе предусмотрены ещё три территории вселения, где необходимы квалифицированные работники: Находкинский городской округ (проект «Морской нефтеперегрузочный комплекс в бухте Козьмина»), Уссурийский городской округ (проект ЗАО «Торгово-экономический комплекс») и Пограничный муниципальный район (приграничный торгово-экономический комплекс «Пограничный – Суйфэньхэ»).
Для выполнения программы сотрудники УФМС России по Приморскому краю поддерживают связь с представительствами ФМС, консульскими загранучреждениями за рубежом и работниками временных групп по уточнению сведений в анкетах заявителей.
Совместно с Управлением службы занятости населения ведётся работа по сверке анкет потенциальных участников госпрограммы и количества семей, для которых предлагаются варианты трудоустройства на территориях вселения, при этом учитываются наличие вакансий и профессиональная подготовка. Одновременно осуществляется контроль за подготовкой жилья для временного проживания на выбранных территориях, обеспечением рабочих мест. В отношении участников программы готовятся предложения по дополнению и изменению законодательной базы.
Автор: Михаил ЧУРКИН