Так жить невозможно. Но люди живут…
«Хулиганы бросают в наши окна камни. Они думают, что здесь никто не живёт», - говорит 12-летний Ярослав ПОЛЯКОВ. Он и его друг, 10-летний Данил, – самые ярые сторонники расселения дома №3 по улице 60 лет ВЛКСМ, что в районе «Школьной». Данил даже писал пи
- Хулиганы бросают в наши окна камни. Они думают, что здесь никто не живёт, - говорит 12-летний Ярослав ПОЛЯКОВ.
Он и его друг, 10-летний Данил, – самые ярые сторонники расселения дома №3 по улице 60 лет ВЛКСМ, что в районе «Школьной». Данил даже писал письмо президенту, но из администрации города Владивостока пришёл ответ, общий смысл которого: «Ваш дом стоит первым на очереди, но извини, мальчик, квартиры для тебя нет».
Горим мы частоДом №3 – двухэтажный барак постройки 40-го года, вечные атрибуты которого – щели и дыры в стенах и огромные крысы. Из коммунальных удобств - только отопление и холодная вода.
- Сток у нас самодельный, канализации нет. Наша труба ведёт в подвал. Весной, когда становится тепло, стоит жуткая вонь, - говорит Гузель ПОЛЯКОВА.
Туалета нет – есть уличный, но туда вереницей тянутся работники рынка и шиномонтажки, поэтому, пардон за натурализм, людям приходится пользоваться ведром.
Мыться тоже негде. Гузель, её муж и сын ходят в баню. В неделю на это удовольствие тратят тысячу рублей. А вот двухлетнюю малышку туда не поведёшь, и Гузель купает дочь на кухне. Зимой в квартире очень холодно (вода в кране замерзает, если его не держать постоянно включённым).
- Летом муж купается в детской ванночке. Естественно, он туда не помещается. Поэтому вода постоянно разливается. Так и купаемся: я ему сначала одно плечо помою, потом другое, - вспоминает Гузель.
Греть воду приходится кипятильником. Если его включить, печка уже работать не будет.
- Когда мы включаем ещё что-то, начинает искриться проводка, появляется запах гари. Постоянно боимся, что сгорим, - говорит Гузель.
Купили новую, хорошую печь, а подключить её не могут – мощности не хватает, проводка не выдерживает. Готовят на старой, а новая исполняет обязанности стола. И Гузель, и соседи ходили в ЖЭУ, там объяснили: дом ремонту не подлежит, поэтому ни проводку, ни трубы, ни крышу чинить не будут.
- У нас всегда готова сумка с документами. Если мама уходит куда-нибудь, говорит: там сумка лежит, если что, выбегай с сестрой на улицу. Горим часто, соседи окурками засыпают, - говорит 12-летний Ярослав.
У Ярослава под кроватью дыра, которая выходит в подъезд. Зимой из неё сильно дует. Мальчик от холода порой заснуть не может. Сестрёнка спит в «гробике» - так в шутку домашние называют её кроватку. Они кладут сверху доски. Если начнёт осыпаться потолок, малышка не пострадает.
Соседи воюют по «нужде»Хотя соседи – люди неплохие, ругань в доме бывает часто. Вот бабушка со второго этажа несла ведро, сами понимаете с чем, чтобы вылить, но поскользнулась и разлила его содержимое по лестнице. Из-за бытовых неудобств люди постоянно воюют друг с другом.
Может показаться, что в таком доме способны жить только асоциальные элементы… Нет, у Поляковых хорошая мебель, современная стиральная машина (если она работает, вибрирует весь дом и соседи прибегают ругаться). У Поляковых дома живёт красивый серый персидский кот. Всё в нём хорошо, только парень он совсем не боевой, на крыс не охотится. А они, особенно в тёплое время, не стесняясь, бегают по кухне. Ярослав учится в школе и занимается греко-римской борьбой.
Мальчик часто упрекает отца в том, что тот не может купить нормальное жильё. Как объяснить ребёнку, что не все люди - бизнесмены, что квартиры стоят очень дорого, а для них ипотека – «дохлый номер».
- Конечно, стыдно так жить, - говорит Ярослав. - Я могу привести друга, только если в нём уверен. И то в квартиру он не заходит – постучится, я выхожу, и идём гулять. У всех нормальные квартиры, а у нас…
Однажды Ярослав лежал в больнице, познакомился с девочкой. Мама сказала: пригласи её на день рождения. Отказался, не захотел позориться.
От такой жизни люди из окон бросаютсяДом был признан ветхим ещё в 1991 году. Когда родился Ярослав, их обещали расселить. Кормили обещаниями почти с десяток лет: подождите, осенью вам дадут квартиры, подождите, дадут весной. И так до 2006 года. Пока Гузель не обратилась в суд с исковым заявлением на администрацию города Владивостока. Наконец 5 декабря 2006 года суд постановил: исковые требования Поляковых удовлетворить. Обязать администрацию города Владивостока предоставить жильё общей площадью 40 кв. м.
- Мы не согласны с решением суда. Что такое 40 кв. м? Однокомнатная квартира! А у нас двое разнополых детей, - говорит Гузель.
Ну ладно, 40 так 40, но и эти метры они получить не могут. Предлагают квартиры то на острове Русском, то на острове Попова или гостинки 14-16 метров. Рядом с их бараком знаменитый дом на улице Героев Хасана, который не раз горел и где нашли повесившегося человека. Оттуда почти всех расселили – осталась одна прописанная там женщина. Гузель дружила с несколькими семьями из этого дома. Говорит, люди судились с администрацией по шесть лет и, в конце концов, поняв, что квартир не дождутся, соглашались на компенсацию (а на эти деньги новое, равноценное по площади жильё купить просто невозможно).
- Я обращалась к депутатам, собираюсь обратиться к полпреду. Возможно, придётся писать президенту, - говорит Гузель.
Всё её свободное время занимают раздумья о злополучном доме. Постоянно бегает к судебным приставам, пытается проконтролировать, как исполняется решение суда. Напишет в какой-нибудь компетентный орган, ждёт ответа и думает, куда писать дальше. И так всё время. Ей и её мужу по 36 лет, Ярослав подрастает. Что делать с жильём, они не знают, думают, может, в Уфу перебраться к её родителям.
- Сейчас все говорят о демографической проблеме в Приморском крае, об оттоке населения. Я родила двоих детей: мальчика, будущего защитника Родины, патриота, спортсмена, и красавицу девочку. Я хотела бы остаться в Приморье. Но мы не можем здесь жить, потому что негде! – говорит Гузель.
В доме 16 семей. Раньше было больше народу, но… Люди или покинули эти места, или вымерли.
- Недавно бабушка покончила с собой, - говорит Владимир, житель квартиры №3, - выбросилась со второго этажа, упала на шпили и разбилась насмерть…
~~Справка «В»
В соответствии с краевой целевой программой «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Приморском крае на 2004-2010 годы» за шесть лет планируется переселить из аварийного жилищного фонда более 8,5 тысячи приморцев. На момент её принятия в июне 2004 года площадь ветхого и аварийного жилья в крае составляла более 1 миллиона квадратных метров, а в улучшении жилищных условий нуждались 64 тысячи человек. ~~
Автор: Анастасия Попова