На форуме ЖКХ искали путь, как разбудить хозяев. Но не нашли (окончание)
При всей убыточности коммунальных предприятий, о которой часто говорится, местные власти, тем не менее, неохотно идут на их акционирование и передачу в частные руки. Понятно, почему...
(Окончание. Начало в номерах за 1 и 3 апреля)
При всей убыточности коммунальных предприятий, о которой часто говорится, местные власти, тем не менее, неохотно идут на их акционирование и передачу в частные руки. Понятно, почему.
Саботаж местных властей«В сфере жилищно-коммунальных услуг ежегодный оборот – свыше 1,5 триллиона рублей и будет расти впредь, - привёл показательную цифру председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин ШАКУУМ. - Население в большинстве своём является добросовестным плательщиком, что позволяет достаточно надёжно просчитывать потоки денежных средств. Отдать контроль за такими финансовыми потоками в частные руки для чиновников – психологически трудное решение. Тем более предприятия жилищно-коммунального комплекса привыкли решать свои проблемы одним путём – повышением тарифов и нормативов потребления».
Наиболее конкурентная сфера в ЖКХ – это управление домами. На взгляд начальника управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы Владимира ЕФИМОВА, перенос в конце 2005 года срока начала проведения муниципальными образованиями конкурсов по передаче в управление многоквартирных домов привёл к сдерживанию конкуренции на рынке жилищных услуг. «С 1 января 2007 года они уже могли их проводить, но процесс пошёл очень вяло. За весь прошлый год, судя по нашему мониторингу, проведено всего лишь 252 конкурса на всю страну. А не определившихся домов остались десятки тысяч. Получается, огромнейшее количество конкурсов должно состояться до 1 мая нынешнего года, когда конкурсные процедуры должны быть завершены. В случае, если до мая муниципалитеты их так и не начнут, то мы будем возбуждать дела об антимонопольном расследовании. Более того, наша служба намерена выступить с инициативой о создании межведомственной комиссии, которая на оставшемся этапе будет осуществлять контроль за проведением конкурсов на местах, следить за тем, чтобы не допускались нарушения. В регионы будут направлены инспектора».
Владимир Владимирович считает, что органы местного самоуправления зачастую злоупотребляют своими правами, запугивая население конкурсами по передаче домов в управление. Мол, в итоге дом получит организацию, которая придёт неизвестно откуда, соберёт деньги и исчезнет.
«Но на самом деле бояться конкурсов не надо. Соответствующим постановлением правительства установлена чёткая процедура отбора управляющих компаний, предусмотрен механизм выполнения их обязательств по договору управления. Победившей на конкурсе организации будет чётко определён объём услуг, которые она должна оказывать, согласована стоимость каждой услуги и прописана ответственность за неисполнение своих обязанностей, в том числе если наносится вред общему имуществу дома. Предусмотрен также механизм защиты граждан в случае, если управляющая организация соберёт деньги за тепло, воду, другие коммунальные ресурсы, но не выплатит их ресурсоснабжающим организациям.
Считаю, что сейчас мы наблюдаем не что иное, как саботаж со стороны органов местного самоуправления, которые не хотят проводить конкурсы на управление многоквартирными домами, собственники которых сами не приняли решение по этому вопросу. Надеюсь, что в ближайшее время ситуация изменится. Ведь от этого во многом зависит развитие конкуренции на рынке, появление новых управляющих организаций, повышение качества жилищных услуг».
За что платим? Нам обещают открыть этот секретНа форуме не могла быть не затронута злополучная тема тарифов. С точки зрения коммунальщиков, она болезненна потому, что тарифы не успевают за инфляцией, ростом цен на топливо.
Звучали предложения: «Надо перейти от декларирования к фактическому расчёту и утверждению тарифов на 2-3 года вперёд. Когда у нас будет многолетняя программа, частные инвесторы с нами по-другому заговорят. И обязательно должен учитываться рост цен на энергоресурсы».
В стране до сих пор нет отработанного механизма тарифного регулирования в этой области. Долгожданное постановление правительства об основах ценообразования и правилах регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса готовится в недрах министерств уже более 3 лет, но так до сих пор и не разработано. Необходимость принятия такого документа особенно возрастает в связи с тем, что с 2009 года прекращается установление на федеральном уровне предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги. Эти полномочия передаются субъектам РФ. Как показал опыт 2005 года, когда произошёл резкий скачок цен на жилищно-коммунальные услуги, региональные органы могут не удержать ситуацию под контролем. Нужны правила, чтобы этого не случилось.
На фоне новостей, вызывающих серьёзное беспокойство, прозвучала вот такая обнадёживающая информация: готовится законопроект, предусматривающий открытие информации о тарифообразовании в отношении всех естественных монополистов. До сих пор система образования тарифов на снабжение водой, теплом и предоставление других коммунальных услуг была закрытой для граждан. Понятно, что Федеральная служба по тарифам изучала структуру затрат ресурсоснабжающих организаций. Однако принимаемые ею решения всегда оставались для населения за семью замками. Принятие нового закона позволит наконец людям понимать, за что же они платят. Поэтому очень бы хотелось, чтобы законопроект как можно быстрее увидел свет.
Что касается управления домами, то как раз тут Жилищный кодекс предусмотрел механизм прозрачности. Собственники сами определяют перечень предоставляемых им услуг, их стоимость. То же самое происходит при выборе управляющей компании на конкурсе. Законодательство регламентирует порядок заключения договора управления, в котором оговорены все эти вопросы.
До принятия Жилищного кодекса все средства, собираемые по статьям «содержание и ремонт жилья», поступали в единый коммунальный котёл и расходовались по усмотрению служб заказчика органов местного самоуправления. Теперь управляющие организации заключают договоры на управление с каждым домом, а потому необходимо вести по каждому дому отдельный учёт доходов и расходов. Если вам в какой-то компании скажут, что это невозможно, – не верьте. На форуме вовсю предлагались новые информационные технологии, которые позволяют вести процесс ведения такого раздельного учета и максимально упростить его. Программа позволяет учитывать по каждому дому его доходную часть (в первую очередь платежи жильцов). Точно так же фиксировать все расходы: какие материалы и по какой цене пошли на дом, сколько истрачено на зарплату дворникам и слесарям и так далее. Старший по дому, обратившись в управляющую компанию, всегда может посмотреть, сколько поступило средств от дома и какая работа была конкретно на нём проведена. Мало того, управляющая компания должна периодически сама отчитываться перед собственниками.
Хватит транжиритьГлавным механизмом ограничения роста платы населением за тепло, газ, воду, электричество все выступающие на форуме в один голос называли энергоресурсосбережение, установку приборов учёта. Считается, что резервы тут колоссальные. Оказывается, жильцы многоэтажек платят за те же ресурсы в два и более раз выше, чем население зарубежных стран с аналогичными климатом.
«Не решив проблем энергоэффективности старого жилья, мы можем оказаться перед фактом нехватки энергетических ресурсов для нового строительства, - считает депутат Госдумы Мартин Шакуум. - Поэтому государство не должно допускать эксплуатации оборудования, инженерных систем зданий и сооружений, если они по существу уничтожают ресурсы нашей страны. Господдержка перехода к приборному учёту поставляемых коммунальных услуг должна стать дополнением к рыночным механизмам решения этой проблемы. Необходимо установить предельные сроки перехода на приборный учёт».
На форуме предупредили: «Готовьтесь к тому, что приборный учёт будет обязательным для всех домов». Речь идёт пока конечно же лишь о приборах учёта на входе в дом (можно предположить, что тепловые счётчики в каждой квартире будут ещё не скоро). Начальник отдела нормативного правового регулирования департамента жилищной политики Минрегиона России Людмила СОЛОВЬЁВА рассказала, что сейчас усиленными темпами готовится постановление правительства по приборному учёту расхода ресурсов при обслуживании многоквартирного дома, которое призвано закрыть пробел в законодательстве.
Так что собственники жилья уже могут морально готовиться к тому, что придётся собирать деньги на покупку общедомовых приборов учёта, если, конечно, им не удастся попасть в программу капитального ремонта многоквартирных домов и закрыть эту финансовую брешь за счёт бюджетных средств (такая статья расходов предусматривается в законе о Фонде содействия реформированию ЖКХ).
Хорошо, если приборы учёта снизят наши коммунальные платежи. А если наоборот? Судя по выступлению президента российской ассоциации «Коммунальная энергетика» Василия МИХАЙЛОВА, отсутствие общедомовых приборов учёта электроэнергии ведёт к тому, что сейчас население потребляет электроэнергии гораздо больше, чем платит за неё, её расходы недоучитываются. Поэтому фактически жильцы должны платить на порядок больше. Такой поворот событий может вызвать социальную напряжённость, но, на взгляд Василия Михайлова, закрывать глаза на проблему нельзя, её в любом случае придётся решать.
… Как кто-то образно выразился, на нынешнем этапе жилищной реформы ощущение такое, что ты выпрыгнул из насиженного места, но так никуда и не приземлился. Раньше тебя никто не спрашивал, как лучше содержать дом, никто не докладывал, куда идут средства. Теперь же каждого из нас буквально заставляют осознать, что мы имеем право знать это хотя бы потому, что эти деньги – из нашего кошелька. Но, оказалось, не так-то просто признать себя хозяином. Ведь тогда нужно признать, что ты должен тратить на хлопоты о доме своё личное время, свои личные деньги, принимать важные решения и нести за них ответственность.
Много интересных тем было затронуто на Всероссийском форуме ЖКХ. Но одна из них - а как же стимулировать активность собственников в управлении многоквартирными домами? - так и осталась «за кадром». Похоже, потому, что во всей реформе это самый трудный вопрос.
Автор: Надежда БРАЖИНА