Гостиничный рынок Владивостока: «звёзд» с неба не хватаем
С виду отель «Хёндэ» кажется большим и важным. Но по международным меркам он считается мини-отелем. В нём всего 155 номеров, а это уже класс малых гостиниц. Однако это единственный отель Владивостока, имеющий четыре звезды. А как известно, гостевая отрасл
С виду отель «Хёндэ» кажется большим и важным. Но по международным меркам он считается мини-отелем. В нём всего 155 номеров, а это уже класс малых гостиниц. Однако это единственный отель Владивостока, имеющий четыре звезды. А как известно, гостевая отрасль города отражает состояние его экономики. Пока уровень гостиниц Владивостока далёк от самого высокого.
Номер для ЧубайсаСаммит саммитом, а развитие гостиничного бизнеса Владивостока зависит совсем не от этого. Главное – не разовый, а постоянный поток туристов и просто приезжих. Кажется, что таковых много. Но, судя по гостиницам, это не так. Если в ресторанном деле за последние годы наблюдается заметный прогресс, то гостиничная сфера особыми успехами похвастать не может. Если гостиницы и строятся, то лишь небольшие отели типа Rial Hotel на Магнитогорской. О масштабном строительстве пока только разговоры. Последний – о планах компании Marriott International построить здесь целых три гостиничных комплекса. Общая их вместимость – 500 номеров. Для трёх комплексов это не так уж и много. Скорей всего, запланированы в центре Владивостока опять же небольшие отели. Большего для города и не надо.
– У нас слишком силён сезонный фактор, – рассказывает президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров Роман ИВАНИЩЕВ. – И практически не развиваются такие направления, как бизнес-туризм. С ноября по апрель наполняемость владивостокских гостиниц всего 40 процентов. Сейчас налицо плохой приток иностранных туристов.
По свидетельствам участников гостиничного бизнеса, стало ощутимо меньше китайских туристов. Соседи потеряли интерес к городу и его давно всем известным достопримечательностям. Японцы тоже не посещают Владивосток. Им нужен комфорт, вплоть до того, чтоб туалетная бумага была запечатана. Но по высшему разряду в нашем городе практически не обслуживают, может, только за сумасшедшие деньги.
– Действительно, гостиниц во Владивостоке не хватает только в августе-сентябре, – продолжает старший менеджер гостиничного департамента «Хёндэ» Светлана ПОСАДОВА. – В остальное время предложение превышает спрос. И пока экономическая ситуация в регионе не повернётся, пока сюда не придёт действительно серьёзный бизнес, никаких отелей самого высокого уровня не появится. Не будет развития Владивостока – дай бог, чтобы были востребованы уже имеющиеся отели.
Так, по уровню гостиниц столицей Дальнего Востока является Южно-Сахалинск. Чудеса там творят нефтяные деньги. Одна из гостиниц Южного – пятизвёздочная. У нас же ни один отель документы на пять звёзд не подавал. Имеется лишь пара номеров данного уровня – в «Хёндэ», в отеле «Влад Мотор Инн». Президентский люкс в «Хёндэ» на 12-м этаже отличается большой площадью, дополнительными зонами, эксклюзивной мебелью, дополнительными услугами в ванной комнате, повышенным вниманием персонала, вечерней подготовкой номера ко сну (услуга turn down) – это когда вам перед сном расстилают постель и набирают в ванную ароматную воду. Стоит элитный номер 60 тысяч рублей в сутки. В своё время в нём останавливались Александр ЛЕБЕДЬ, Анатолий ЧУБАЙС, Герман ГРЕФ, Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, Михаил ЗУРАБОВ, второй человек в КНР ЛИ Пэн, а также многие представители крупного российского и иностранного бизнеса.
Топ-менеджмент таких компаний, как Samsung, LG, разумеется, Hyundai, останавливается только в «Хёндэ», на сто процентов принадлежащем корейскому капиталу. Также здесь можно встретить сотрудников «Сахалин Энерджи», крупных московских компаний, гостей администраций Владивостока и Приморья. Часть VIP-гостей предпочитает «Версаль» или «Гавань». Однако можно сказать, что у каждого отеля свой постоянный гость и своя давно занятая ниша. Влюблённые (и не совсем) парочки не в счёт.
~~Справка «В»
По данным ООО «Приморский центр сертификации и качества», в настоящее время в городе Владивостоке имеют категорию следующие гостиницы: 2 звезды – «Приморье», «Островок», «Гранит», 3 звезды – «Славянская», «Владивосток», «Меридиан», 4 звезды – «Хёндэ». Показатели систем, в которых сертифицированы эти гостиницы, гармонизированы с основными требованиями Всемирной туристической организации. В каждой стране имеются свои национальные стандарты, по которым проводится сертификация гостиниц на категорию, поэтому и требования в каждой стране разные. Например, в Великобритании имеются три системы классификации гостиниц (звёзды, ключи, короны).~~
В периферийных районах города работают отели для посетителей несколько иного рода. К примеру, гостиница «Островок» расположилась на Борисенко, видом из окон похвастать не может. Номерной фонд этого отеля немногим меньше «Хёндэ» – около 100 мест. Здесь свой гость.
– На рынок мы вышли в 2004 году, – говорит главный менеджер гостиницы «Островок» Анна СТАСЬКО. – Сейчас наш гость тот, кто приехал во Владивосток в служебную командировку, для повышения квалификации, на отраслевую учёбу. Таможня, «Росгосстрах», «ДальРАО», пожив у нас один раз, приезжают постоянно. Многие предприятия как раз находятся на Чуркине, а мы совсем рядом. Есть ещё другие отели подобного рода. Но, в принципе, конкуренция невелика.
Изменят ли ситуацию крупные мировые сети?
– Прихода крупных игроков в гостиничный бизнес Владивостока мы не боимся, – отвечает Анна Стасько. – Ведь потребность в мини-гостиницах не отпадёт никогда, никуда не денутся отраслевые семинары, профобучение. Вот был бы у нас номерной фонд в тысячу, уже сейчас начали бы паниковать, думать, как не потеряться на фоне мировых брендов.
Впрочем, и крупный бизнес-центр «Хёндэ» тоже Marriott’а не опасается.
– Ещё один отель высокого класса для нас – здоровая конкуренция, – поясняет Светлана Посадова. – Это, наоборот, подстегнёт нас к дальнейшему развитию. Хотя, на мой взгляд, маловероятно, что пятизвёздочный отель здесь всё-таки будет. Инвестор должен просчитать будущую выгоду. Разовое мероприятие под названием саммит АТЭС выгоды не принесёт.
~~Справка «В»
Гостиницы Владивостока сертифицируются на безопасность - по ГОСТу «Средства размещения. Общие требования»; на категорию – по показателям «Системы классификации гостиниц и других средств размещения», разработанную Федеральным агентством по туризму. Право использования этих показателей предоставлено некоммерческой организации «Фонд устойчивого развития туризма» (г. Москва) и ООО «Приморский центр сертификации и качества» (г. Владивосток).
Кроме того, 16 января 2008 года последнее разработало систему добровольной сертификации средств размещения (полное наименование – «Дальневосточная региональная система добровольной сертификации средств размещения на безопасность и уровень комфортности проживания», краткое – «ДВР-тест»). Система зарегистрирована в Едином реестре систем добровольной сертификации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).~~
Тем не менее отели Владивостока как нормальные бизнес-предприятия не намерены стоять на месте. «Островок» хочет третью звезду, «Хёндэ», как ни крути, – пятую. А чтобы получить ещё одну звезду, необходимо улучшить номерной фонд за счёт капитального ремонта, привести в соответствие с определёнными нормативами коммуникации, сантехнику, место вокруг отеля, парковку, квалификацию персонала и прочее. После чего подать документы в центр сертификации. Расходы на преобразования, само собой, немалые. Впрочем, пять звёзд от четырёх не сильно отличаются. Так, пятизвёздочный отель предполагает лишь большую площадь номеров, более разнообразные туалетные принадлежности, наличие швейцара, парковку автомобилей гостей силами персонала отеля, подачу напитков в холл.
– Добавить в четырёхзвёздочном отеле эти услуги не сложно, – говорит Светлана Посадова. – Но не они будут играть решающую роль в изменении статуса отеля. Самое главное – это атмосфера, в которую попадает гость, переступая порог пятизвёздочного отеля. Там персонал готов не просто выполнить, а предвосхитить все желания. А ведь запросы наших гостей велики. Они путешествуют по всему миру и им есть, с чем сравнивать.
Но даже если не ради звезды – ремонт и усовершенствование всё равно приходится делать регулярно. Соответственно, регулярно растут цены на гостиничные услуги.
Так, с 1 марта на фоне общего повышения цен номера в «Островке» подорожали на 100-200 рублей. В цену входят зарплата персонала, расходы на продукты и так далее. В «Хёндэ» рост цен тоже ежегодный, связан он с улучшением сервиса и инфляцией.
– В цену номера вкладывается себестоимость услуги, – отмечает Светлана Посадова. – Делать наценку на востребованность неправильно. Это спровоцирует конфликт на рынке. А восстановить репутацию потом очень сложно.
Кстати говоря, если б гостиницы Владивостока зарабатывали исключительно на сдаче номеров гостям, давно бы разорились. Немалую долю доходов составляют дополнительные сервисы – спорт-центры, рестораны, сауны. В «Островке», например, доля кафе, ресторана и сауны – 30 процентов. В «Хёндэ» в аренде различным предприятиям целых три этажа. Сказывается месторасположение бизнес-центра – лучшего для размещения офиса и не найти.
– Порядок инвестиций зависит от места строительства отеля, – констатирует Роман Иванищев. – В своё время в «Хёндэ» были вложены огромные средства. В делах «Версаля» активно участвовал японский бизнес. Но сейчас в гостиничной сфере Владивостока крутятся не очень большие деньги.
Это факт. И о гостиничных звёздах во Владивостоке говорить не принято. Слишком их мало.
Так кого же здесь потеснит Marriott?
Автор: Вера Конюхова Александровна