Маячок надежды в «Сиротливом Западе»
В городке Линнен люди живут не слишком весело. Честно сказать, они живут и не слишком праведно. В каждом домишке – свои кочерыжки, и эта народная мудрость как нельзя лучше описывает жизнь линненовских граждан. Где-то мать изводит дочь, ненавидя её лютой
В городке Линнен люди живут не слишком весело. Честно сказать, они живут и не слишком праведно. В каждом домишке – свои кочерыжки, и эта народная мудрость как нельзя лучше описывает жизнь линненовских граждан. Где-то мать изводит дочь, ненавидя её лютой любовью, где-то братья каждый день устраивают драки, потому что давно забыли о связывающем их кровном родстве и помнят только обиды…
«Два убийства, одно самоубийство, и никто не приходит на исповедь. Ну и городок мне достался!» - сокрушается отец Уэлш. Но и священник не без греха: потихоньку пьёт горькую и тоже не видит в будущем никакой радости… Тускло живут в Линнене…
Впервые о драматурге Мартине Макдонахе и его пьесах о жизни на Аранских островах (небольшой архипелаг у побережья Ирландии) главный режиссёр театра ТОФ Станислав Мальцев и актёры театра услышали на фестивале в Омске: постановку «Красавица из Линнена» привёз пермский театр «У моста».
- Нам понравилась и драматургия Макдонаха, и те проблемы, которые он ставит перед зрителем в своих пьесах, – они актуальны не только для западного мира, но и для России, - говорит Станислав. – Поэтому и решено было попробовать поставить одну из частей трилогии - «Сиротливый Запад».
К постановке театр подошёл необычно. На одну из первых читок пьесы были приглашены зрители: завсегдатаи и друзья театра, студенты академии искусств, преподаватели, словом, те, с кем можно обсудить увиденное, поговорить по душам.
- Мы решили выяснить, нужен ли такой спектакль Владивостоку, найдётся ли зритель, поймёт ли, - сказал перед началом читки режиссёр. – Нам важно ваше мнение, потому что драматургия Макдонаха острая, социально направленная, она бьёт по самым горячим точкам современного общества…
Да, обладатель множества престижных премий, любимец режиссёров, особенно столичных (в Москве Макдонаха ставил даже МХТ), пишет наотмашь. Он рисует того самого обывателя, маленького человека, о котором так любили говорить писатели позапрошлого века, без всякой жалости и без намёка на розовые очки. Маленькие люди Макдонаха злы, мелочны, грешны и отнюдь не готовы каяться. Они говорят так, как на самом деле говорят сегодня улицы. Они не читают книг. В чём смысл их жизни? – вот что пытается понять автор, а вместе с ним и зрители…
Историю двух братьев, один из которых убил отца, а второй знает, но помалкивает, актёры театра ТОФ – Сергей Лисинчук, Сергей Кошуцкий, Андрей Косницкий, Анна Чалая, Роман Колотухин рисовали такими же крупными мазками, как писал автор. Не жалел красок Роман Колотухин, и его отец Уэлш и жалок, и несчастен, и в то же время вызывает уважение. Братья Валин и Колмэн не лишены комичности, а юная Герлин, несмотря на внешнюю разухабистость, наивна и чиста. В каждом персонаже актёры смогли найти те маячки хорошего, которые ещё остались, найти и показать.
- Мартин Макдонах словно острым скальпелем препарирует отношения внутри семьи, - сказал Станислав Мальцев, - и отделяет неживую плоть от чистой. В 2008 году – Году семьи - его пьесы, наверное, как никогда актуальны… А для нас эта пьеса отчётливо перекликается с грядущей премьерой - «Заводным апельсином» Энтони Бёрджеса. Он ведь тоже писал о людях наотмашь, без розовых очков.
Собственно, и Мартин Макдонах не оставляет своих героев без возможности перерождения, раскаяния. Он не ставит в конце пьес жирную точку, в каждой («Красавицу из Линнена» автор этих строк видел в Перми) – финальное многоточие и надежда. На то, что люди смогут распалить в своей душе едва теплящийся костёр добра, пойдут на его свет и выйдут из провинциальной и духовной нищеты. Главное, что должны показать своей постановкой артисты театра ТОФ и его режиссёр, так это именно эту надежду. Примерно таким был общий тон обсуждения, которое состоялось после читки. Когда постановка станет полноценным спектаклем, критики скажут своё веское слово. Друзья театра ТОФ уже благословили «Сиротливый Запад». И новая форма сотрудничества театра и зрителей также пришлась всем по вкусу.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ