Дети-попрошайки: трагедия или бизнес?

С приходом весны и тёплых дней в краевом центре резко увеличилось число уличных попрошаек. Сюда они съезжаются, как на работу. Собственно, работать они не любят, а март – это время, когда узбекские и молдавские цыгане выходят на промысел. Профессиональное

3 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2316 от 3 апр. 2008
af817d981b3eb07aa9a7ae984251fad6.jpg

С приходом весны и тёплых дней в краевом центре резко увеличилось число уличных попрошаек. Сюда они съезжаются, как на работу.

Собственно, работать они не любят, а март – это время, когда узбекские и молдавские цыгане выходят на промысел. Профессиональное нищенство у них в почёте.

Корреспонденты «В» убедились, что места они выбирают самые хлебные, как правило, в центре города - в районе железнодорожного вокзала, улиц Семёновской и Адм. Фокина или у памятника борцам за власть Советов на Дальнем Востоке, реже - на Луговой и Второй Речке.

По-матерински мне было жаль подростков, которые часами сидят на холодных тротуарах, брусчатке или лестничных маршах центрального подземного перехода. К примеру, как 15-летняя Диана. Несмотря на свой юный возраст, она выглядит, как настоящая восточная красавица – яркая внешность, смуглая кожа и карие глаза, почти пушкинская героиня. Осип МАНДЕЛЬШТАМ верно подметил:

«Цыганка вскидывает бровь,
И разговор её был жалок…»

Диана поведала, что они уже давно живут в России, а в Приморье приехали из Молдавии к своей родной бабушке. Сейчас вся семья, в которой восемь детей, проживает в посёлке Раздольном в маленьком вагончике, который превратился для них из временного пристанища в постоянное жильё.

- Мама умерла, - горестно поведала она и печально потупила взор. – Как-то, возвращаясь из Владивостока, она неудачно спрыгнула с подножки поезда и повредила обе ноги. К врачам не обращалась в надежде, что заживёт само, но… Без неё плохо. Старенькая, но любимая бабушка болеет и почти не поднимается с постели. Кормимся с огорода да тем, что люди подают. На крупу, соль, чай и сахар хватает. Мне пришло время получать документы, вот и собираю деньги на паспорт, - произнесла она.

- Почему ты сидишь на земле? - спрашиваю. – Ведь это вредно, особенно для девушки.

- Надо, - многозначительно ответила она и дала понять, что на этом разговор завершён.

Перед ней лежит православная иконка – новый атрибут кочевой жизни. Жители Владивостока мимо неё и юных нищенок не проходят и щедро одаривают - кто звонкой монетой, а кто и купюрами, которые быстро исчезают в ловких руках. Не столь удачно шли дела у старушки, которая стояла в центральном переходе и держала в руках жестяную банку. Проверенный метод – дети на улице - срабатывает безотказно.

Пока мы беседовали с Дианой, подошёл её семилетний брат Юра. Он оказался не столь словоохотлив и больше отмалчивался. И даже на вопрос, кем собирается стать, ответила Диана:

- Одному богу известно.

Рядом с ними в подземном переходе на ступеньках несла вахту 12-летняя Кристина. Она очень обрадовалась подношению. Деньги также моментально исчезли. Кристина рассказала, что из многодетной семьи. Вероятно, у девочки дефект речи, поэтому её сложно понять. Но она мечтает пойти в школу.

В наш разговор вмешалась строгая Катерина. Всем своим видом она давала понять, что им не до разговоров, мол, некогда, работать надо.

Взрослые стараются не светиться рядом с детьми, но как только выглянет солнце, появятся мамаши с малолетками. Даже малыш, который едва научился держаться на ногах, знает, как надо взглянуть на прохожего и протянуть ручку, чтобы в кулачке оказалась монетка или желанная конфетка. Это впитывается вместе с материнским молоком. А вместе они будут давить на жалость ценой хождения босиком по асфальту.

~~Комментарий специалиста
Начальник подразделения по делам несовершеннолетних УВД по Ленинскому району города Владивостока подполковник милиции Елена ШЕВЦОВА:

- Наряды милиции не раз доставляли в отделение таджикских и узбекских цыган с детьми, но, как правило, с этой категорией граждан возникают проблемы, связанные с языковым барьером и отсутствием документов. По этой причине мы не смогли составить протокол и как следствие - возбудить дело. Установить факт нарушения российского законодательства невозможно ввиду отсутствия документов, удостоверяющих личность. А детей обязаны передать с рук на руки их родителям.

Был только один прецедент, когда дело удалось довести до конца. Оно было возбуждено в отношении российского гражданина, который занимался попрошайничеством на улицах города с малолетним ребёнком, по ст.151 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий».

Безнаказанными они остаются лишь по той простой причине, что у нас не разработан механизм, по которому можно было не только задерживать нищенствующих на улицах города, но и доставлять их в спецучреждения до выяснения обстоятельств дела. Законом предусмотрено раздельное содержание детей и взрослых, а во Владивостоке спецприёмники имеются только для подростков, а для взрослых, увы, нет. Вот и остаётся сотрудникам милиции ограничиваться замечаниями.~~

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА