За что боролся «Ролиз», на то и напоролись

В конце марта в Охотском море пограничники Камчатки задержали приморское рыбацкое судно. Казалось бы, обычное дело. Но оно получило огромный общественный резонанс по всей стране. Дело в том, что задержанным оказался большой рыболовный траулер «Арчер». Име

1 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2314 от 1 апр. 2008
e276091277024b0194a8f462f28b7cd2.jpg

В конце марта в Охотском море пограничники Камчатки задержали приморское рыбацкое судно. Казалось бы, обычное дело. Но оно получило огромный общественный резонанс по всей стране. Дело в том, что задержанным оказался большой автономный морозильный рыболовный траулер «Арчер». Именно на его борту 23 июня 2004 года у причала Морского вокзала Владивостока президент России Владимир ПУТИН и руководители самых крупных дальневосточных рыбацких компаний договорились о реформе отрасли.


Многие предложения по изменению закона о рыболовстве, об ограничении проверяющих и надзорных функций многочисленных чиновников в погонах и без них, по проведению реальной борьбы с браконьерством и многим другим проблемным моментам прозвучали на высшем уровне именно в кают-компании «Арчера». И именно тогда руководство компании «Ролиз» – владельца «президентского» судна заявило о необходимости ограничения на путине выхода минтаевой икры в пределах 4,5 процента от общей массы улова. До этого выход составлял 12-14 процентов. Честные рыбаки и учёные били тревогу: это может подорвать популяцию минтая, а кроме того, столь значительные объёмы икры на внешнем рынке сбивают мировые цены. Позиция пограничников тогда, к слову, никак не прозвучала.

Как бы то ни было, несмотря на явное противодействие отдельных ведомств, за прошедшие годы удалось кардинально изменить ситуацию в рыбном хозяйстве. Отрасль стала оживать, браконьерство и контрабанда – понемногу сокращаться. Расширилось количество пунктов пропуска пограничного оформления судов для выхода на прибрежный промысел. А последнее революционное решение по ускорению процедуры оформления рыбацких судов, пересекающих государственную границу, с нескольких суток до трёх часов, сокращению в 5 раз количества проверяющих инстанций и работе оставшихся в режиме «одного окна» заставил принять чиновников избранный президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ.

И вот совпадение: буквально сразу камчатские пограничники поймали «нарушителей». Это могло быть сахалинское, магаданское, хабаровское или камчатское судно. Оказалось, приморское. Что это – совпадение? Или месть? Не хочется верить.

Пограничники говорят: вот наша методика расчёта. По ней вы с января по 17 марта переловили рыбу, а стало быть, и выпустили больше незаконной икры. Свыше одной тонны (что в объёме и рыбалки, и выпуска продукции составляет абсолютный мизер. - Прим. авт.). С вас штраф порядка 500 тысяч рублей.

Тут стоит заметить, что, во-первых, путина ещё не закончилась и квоты на судно не выбраны. Во-вторых, руководство компании «Ролиз» сразу согласилось заплатить штраф, а добиваться истины предложило в судебном порядке, как это делается в цивилизованном мире. В-третьих, что это за методика расчёта?

Как выяснилось, методику утвердил 14 марта (когда путина в Охотском море уже переваливает за середину – очень оперативная работа пограничников!) один из начальников в Северо-Восточном пограничном управлении. Помимо штрафа на судно накладывается арест, поэтому необходимо следовать в Петропавловск-Камчатский (там изъяли все судовые документы, на улов и переработанную продукцию также наложили арест). И пограничников не касается то, что путина ещё не закончилась, что рыбаки и их семьи не получат заработка, что предприятие понесёт колоссальные убытки, а государство недополучит миллионы рублей в виде налоговых и таможенных платежей.

В дело вмешались учёные ТИНРО-Центра: наука со всей её точностью заявляет, что ещё никогда одна тонна икры не подрывала популяцию минтая. Более того, в нынешнем году квоты на её вылов увеличены на 300 тысяч тонн. Но вместо этого общий объём добычи в Охотском море недотягивает до 60 процентов.

Чтобы не сорвать промысел нынешней весны, надо до конца путины каждому судну в Охотоморской экспедиции дать возможность выловить по максимуму, вторят учёным руководители прибрежных регионов.

Получается абсурд, который ещё можно назвать театром военно-рыбацких действий. Неужели каждый раз для предотвращения беспредела требуется вмешательство первых лиц государства?

И напоследок про методику расчёта. Она утверждается на федеральном уровне. Как отметил Александр ТАШКИН, исполнительный директор некоммерческой организации «Ассоциация добытчиков минтая», которая объединяет около 80 процентов предприятий добычи всего Дальнего Востока, сама ассоциация борется с браконьерами за защиту водных биологических ресурсов.

– Мы добровольно отказались выпускать икры больше 4,5 процента, подписав между членами ассоциации в 2007 году соглашение. Соответствующий и закрепляющий нашу инициативу приказ появился позднее, через два с лишним года. И с противоречиями. Для устранения разногласий соответствующее письмо было отправлено в Госкомрыболовство. Но изменения внести не успели из-за его реорганизации. Промысел начался, но суда даже не обеспечили госморинспекторами в полном объёме. Что же касается приказа, то он находится на подписи у руководителя Госкомрыболовства, в нём будет отражено разделение промысла минтая по сезонам А (зимне-весенний икряной период) и Б (осенний период без наличия икры), что также по нашей инициативе даёт возможность рационально и экономично осваивать запасы минтая в Охотском море.

Автор: Николай Кутенких Николаевич