Природа Российского государства и стратегия Японии по отношению к России

Сегодня «В» продолжает серию публикаций, начатую неделю назад и посвящённую сегодняшнему состоянию российско-японских отношений. Как мы уже сообщали, не так давно политический совет весьма авторитетного «Японского форума по международным отношениям» (кото

1 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2314 от 1 апр. 2008
8c2a6e5deef55088184f5ee418564745.jpg

Сегодня «В» продолжает серию публикаций, начатую неделю назад и посвящённую сегодняшнему состоянию российско-японских отношений. Как мы уже сообщали, не так давно политический совет весьма авторитетного «Японского форума по международным отношениям» (который ещё порой называют на островах теневым МИДом) принял десять рекомендаций кабинету министров Японии. Согласитесь, не всякая, скажем так, общественная организация может позволить себе давать рекомендации правительству и быть уверенной, что к ней как минимум прислушаются.

Между тем, как ожидается, в конце апреля премьер-министр Японии Ясуо ФУКУДА (91-й премьер этой страны) посетит с визитом российскую столицу. Мы не можем знать, чем он будет руководствоваться во время своих встреч с первыми лицами Российского государства, но то, что будет держать в уме документ, который мы публикуем ниже, практически несомненно.

* * *

1. Япония и Россия не могут иметь действительно нормальных отношений без решения проблемы Северных территорий

Возвращение Северных территорий является ключевым моментом самого существования нашей страны, это вопрос достоинства и целостности Японии. Тот факт, что острова до сих пор не возвращены, является главной причиной, по которой японцы относятся к России с недоверием. Россия часто выступает с предложением развивать двусторонние отношения в тех сферах, где можно достичь прогресса, например, во внешней торговле, что создаст предпосылки для подписания мирного договора. Истинная причина этого предельно проста - отложить решение территориального спора в «долгий ящик».

Это очевидно - в то время, когда экономические отношения двух стран укрепляются, позиция России относительно мирного договора становится более жёсткой. Однако и в этих условиях политика японского правительства, начиная с трёх принципов, провозглашённых ХАСИМОТО, и заканчивая сегодняшним японо-российским Планом действий, основывается на том, что предлагает Россия, то есть на развитии двусторонних экономических связей.

Однако Япония и Россия не смогут иметь нормальные отношения, основанные на доверии, не решив проблему Северных территорий. Япония должна сделать так, чтобы это поняли все и за рубежом, и внутри страны. Когда Россия предлагает развивать экономические связи даже без решения территориальной проблемы, Япония должна чётко дать понять России, что: 1) отсутствие решения привело к серьёзному чувству недоверия; 2) это недоверие ограничивает японские инвестиции в Россию и сотрудничество с ней; 3) только решение проблемы побудит Японию прилагать усилия для полномасштабного экономического сотрудничества.

2. Сегодняшняя позиция России: ничего не менять, а ещё раз подтверждать свою изначальную сущность

Россия вернула себе статус великой державы благодаря выросшим ценам на энергоресурсы. Коллапс Советского Союза и экономический кризис 90-х годов унизил русских, однако они распрямили свои спины, и лидеры государства усиленно работают над концентрацией большей власти в руках правительства, над возвращением страны на международную арену. Усилия России стать военной сверхдержавой, её желание соперничать с США, в целом противостоять Западу - всё это складывается в стремление восстановить статус великой державы. Вот почему Россия отказывается от помощи других стран, настаивает на принципе взаимодействия и сама готова помогать другим странам. Внутри страны растёт государственный контроль при усилении центрального правительства, а свобода слова и демократизация общества теряют почву под ногами. Отношения с Западом портятся из-за роста национализма и позиционирования себя в качестве великой державы. Как часть этой эволюции позиция России относительно Северных территорий также ужесточается.

Японское правительство и народ должны осознать, что нынешний подход России не означает перемен, а является восстановлением её подлинной сущности.

Поэтому Япония должна присоединиться к критике со стороны мирового сообщества за отход России от демократических позиций.

3. Создать ясное понимание проблем, связанных с суверенитетом Японии

Простые японцы имеют очень нечёткие представления и не проявляют особого интереса к вопросам государственного суверенитета своей страны. Конечно, необходимо было избавиться от того вида национализма, который доминировал в довоенной Японии. Однако идеалы, принятые послевоенным поколением японцев, а также образование, которое они получили, привели к отрицанию японской государственности или игнорированию проблем национального суверенитета. Эта тенденция несколько ослабла в свете напряжённости в отношениях с КНДР и Китаем, но даже и теперь некоторые политики и чиновники, чья работа заключается в управлении государственными делами, зачастую делают заявления и совершают поступки, которые показывают, что они не полностью отдают себе отчёт в вопросах суверенитета Японии. Например, в течение нескольких лет бывший премьер-министр КОИДЗУМИ не удосуживался посещать ежегодные национальные собрания, где выдвигались требования вернуть Северные территории. С другой стороны, он посетил церемонию, проведённую в России по случаю 60-й годовщины Победы союзнических сил над нацистской Германией. Действия и жесты Коидзуми были явно примиряющими, несмотря на то, что японско-российские проблемы, возникшие в результате Второй мировой войны, сегодня до сих пор ещё не решены. И это несмотря на то, что президент США раскритиковал Ялтинское соглашение во время визита в Европу, президенты Эстонии и Литвы проигнорировали приглашение на эту церемонию, а президент Латвии, приняв в ней участие, подверг критике советскую оккупацию прибалтийских стран.

Некоторые члены парламента и японские политики склонны игнорировать проблему и забывать её историю. Из-за этих действий и заявлений, естественно, начинает казаться, что и японский народ теряет своё твёрдое желание вернуть острова. Правительство и политики должны использовать образовательные и PR-компании, а также форум, который предложил парламент, чтобы японский народ полностью осознал тот факт, что территориальная проблема затрагивает не только японско-российские отношения, - этот фундаментальный вопрос затрагивает сам суверенитет нации. Более того, для того чтобы молодое поколение не было безграмотным в этом вопросе, в школьной программе надо уделить ему большее внимание, напрямую увязав с вопросом национального суверенитета.

4. Понять, что призыв вернуть только четыре острова сам по себе является уступкой

Россия часто заявляла, что, как победитель в войне, она имеет право на захват и удержание японской территории. Япония должна оспаривать этот аргумент. Действительно, во времена Русско-японской войны (1904-1905 гг.) победитель имел законное право требовать территории и/или репарации. Это право было признано мировым сообществом. Однако после Первой мировой войны мировое сообщество пришло к консенсусу и стало отвергать право на территориальную экспансию. Кроме того, пакт Бриана-Келлога (1928 г.) запретил саму войну как преступление. После Второй мировой войны международный порядок принял параметры Атлантической хартии (1941 г.), Каирской декларации (1943 г.) и Хартии ООН (1945 г.), каждая из которых была основана на принципах пакта.

Каирская декларация обещала то, что «Япония будет лишена всех территорий, которые были получены путём насилия и алчности». После войны Япония действительно ушла из Манчжурии и отказалась от претензий на Тайвань, Корейский полуостров и другие территории. Но, в конце концов, Япония не получала территорию Курильских островов (Тисима) путём «насилия и алчности». Согласно Каирской декларации союзники «не желают получить выгоду и не думают о территориальной экспансии». Условия капитуляции Японии для Советского Союза были ограничены условиями, которые были обозначены в Потсдамской декларации (1945 г.), и Россия - преемница СССР также признала эту декларацию и вынуждена поэтому выполнять «условия Каирской декларации» (что вытекает из Потсдамской декларации). Ялтинское соглашение, которым СССР легитимировал оккупацию островов, нарушает принципы, заложенные в Атлантической хартии и Каирской декларации. Да и в любом случае Япония не является участником этого соглашения. Япония отказалась от всех претензий на Курильские острова по Сан-Францисскому мирному договору, несмотря на то, что она не была обязана этого делать, но СССР не был участником этого договора, поэтому его преемница - Россия не должна использовать этот факт как аргумент в свою пользу. Японское правительство призывает возвратить только четыре острова, что является важнейшей уступкой. Исходя из чувства реализма мы поддерживаем эту позицию японского правительства, но позвольте также заявить в отношении этих четырёх островов - с точки зрения истории и международного права, Япония абсолютно не должна отказываться от них, а Россия не имеет никакого оправдания их оккупировать. Японский народ должен ясно понять логику японской позиции, и японское правительство должно решительно призвать международное сообщество согласиться с этим пониманием.

5. Чётко и аргументированно опровергать искажение фактов российской стороной

В последние годы, как только речь заходит о проблеме Северных территорий, Россия упирается. В своих недавних заявлениях российский президент, министр иностранных дел, представители правительства, глава комитета Государственной думы по международным делам и другие бросают вызов историческим фактам и явно противоречат прежним двусторонним соглашениям и даже прежним позициям России по данному вопросу.

Япония должна открыто опровергать и критиковать нелогичные суждения России, выражать своё недовольство и занять более жёсткую позицию по этому вопросу национальной значимости, не боясь при этом временных осложнений в дипломатических и экономических отношениях. Когда российские официальные лица приводили абсурдные доводы или безосновательные высказывания, рассчитанные для внутреннего употребления, японское правительство пошло по дипломатическому пути, заявив, что предъявление каждый раз контраргументов означает уход дискуссии на более низкий, детский уровень. Но эти шаги неправильно истолковываются на международной арене. Более того, когда такие публичные заявления делаются в России и печатаются в местной прессе, протестов лишь на дипломатическом уровне недостаточно. Японское правительство не должно каждый раз их опровергать, а вместо этого необходимо постоянно настаивать на здравой логике японской позиции по данному вопросу и продолжать отстаивать идею о том, что Япония не может идти на компромисс в деле, затрагивающем суверенитет страны. Похоже, что Россия беспечно верит в то, что имеет право искажать историю, поскольку японское правительство не выступает единым серьёзным фронтом.

6. Прилагать постоянные усилия к приемлемому соглашению, избегая поспешных, неэффективных шагов

Условия для подписания российско-японского мирного договора пока ещё не созрели. В сегодняшних обстоятельствах японскому правительству будет неподобающе делать всё ради надежды на то, что компромиссное решение будет всё же принято. Россия расценит эти шаги как знак слабости и будет ещё больше упираться. В действительности подобный переговорный метод будет иметь прямо противоположный эффект. В России, как в потенциальной сверхдержаве, наблюдается подъём национализма и национальной гордости, силовики прибирают к рукам всё больше власти - любой объективно рассуждающий человек может понять, что ситуация сейчас складывается не в пользу японской позиции. Президент В. ПУТИН известен как ярый сторонник достижения соглашения с Японией по вопросу Северных территорий, он призывает обе стороны к компромиссу. Но для сегодняшней России «компромисс» означает возвращение самое большее Шикотана и Хамобаи. Но даже и в этом случае будут прилагаться дополнительные условия. Другими словами, нет повода для оптимизма в ближайшем будущем. Также нет гарантии того, что новое правительство после Путина предложит лучшие условия. Япония должна основывать свой поход на Токийской декларации о российско-японских отношениях (1993 г.), признавая при этом Совместную декларацию СССР и Японии (1956 г.), стремясь воссоздать базисные рамки для переговоров по заключению мирного договора. В то же время Япония не должна питать иллюзий о том, что всего можно достичь в ближайшей перспективе. Но этот подход и не означает того, что Япония откладывает решение вопроса. Наоборот, она будет готовить сильную и созидательную инициативу для подходящего момента. В случае постоянного давления на позицию России по отношению к Японии эта возможность может появиться гораздо раньше.

7. Иррациональность попыток добиваться возвращения сначала только двух островов

Иногда высказывается точка зрения о том, что раз Россия действительно стремится соблюдать заключённое Советским Союзом соглашение «передать Японии группу островов Хабомаи и остров Шикотан... после заключения мирного договора между Японией и Союзом Советских Социалистических Республик» (Совместная декларация СССР и Японии, 1956 г.), почему бы тогда не получить эти два острова и не продолжить потом переговоры о возвращении ещё двух - Итурупа и Кунашира? Проблема заключается в том, что Россия не отдаст назад гряду Хабомаи и остров Шикотан до тех пор, пока мирный договор не подписан, но, с другой стороны, подписание мирного договора будет означать разрешение всех двусторонних послевоенных проблем, что сделает невозможным проведение переговоров по статусу двух других островов. Россия интерпретирует Совместную декларацию таким образом, что возвращение Хабомаи и Шикотана является полным разрешением спорной проблемы. Есть в Японии и те, кто думает, что положение о продолжении переговоров может быть включено в текст мирного договора или же на эту тему можно заключить отдельное дополнительное соглашение. Такая точка зрения абсолютно нереалистична - Россия не согласится с дополнительными положениями, но даже если и согласится, то во время последующих переговоров она не будет подходить серьёзно к возвращению гораздо больших по территории Итурупа или Кунашира. Таким образом, нет никакого смысла добиваться сначала возвращения по Совместной декларации Хабомаи и Шикотана. Более того, Япония должна сохранять своё требование о возвращении всех четырёх островов и проводить об этом переговоры, основываясь на Токийской декларации о японо-российских отношениях, согласно которой за столом переговоров обсуждаются не два, а все четыре острова. В любом случае, если для окончательного урегулирования проблемы потребуется политическое решение, такое решение должно возникнуть в ходе переговоров.

Сейчас не время перед началом обстоятельных переговоров суетиться с предложением компромиссов.

8. Необходимо помнить и о преимуществах для России, которые несут улучшение двусторонних отношений

Некоторые полагают, что единственным интересом России к Японии был интерес финансовый и что сейчас этот интерес пропал, поскольку экономика страны восстановилась и она буквально «купается в деньгах». Это не тот случай. Неправильным также будет полагать, что потребность Японии в энергоресурсах делает её зависимой от России или что России не нужна Япония. Новая, широко представленная национальная стратегия России заключается в развитии экономики, не зависимой от экспорта природных ресурсов, и эта стратегия подразумевает больший интерес к Японии, интерес, который приводит к «новому открытию» нашей страны. России хорошо известно, что Япония обладает всеми необходимыми ей технологиями и промышленным опытом для рационального использования энергии, внедрения высоких технологий, высокоскоростными железными дорогами, атомными электростанциями, технологиями сжижения природного газа и многим другим.

Стремление России сотрудничать с Японией объясняется её желанием стать державой с опорой на промышленное машиностроение, а не поиском капитала. Россия уже обладает достаточным накопленным капиталом и теперь ищет надёжные пути его инвестирования, например, в Японию. Япония же может предложить России многие преимущества, особенно после того, как российско-китайские отношения несколько охладели (см. рекомендацию 9).

Экономические предпосылки вынуждают Россию занять более благожелательную позицию в отношении Японии, однако это не означает, что появилась возможность легко решить проблему Северных территорий или что Россия готова идти на политические уступки. Желание укрепить отношения с промышленно развитыми странами для развития собственного научного и технологического потенциала может быть сколь угодно большим, но в то же время Россия сейчас переживает период растущего национализма и стремится вновь обрести статус великой державы. Перед лицом этого растущего гиганта Япония не должна вести себя робко и уступчиво - мы должны сохранить равный с Россией статус и занимать твёрдую позицию по вопросам нашего национального суверенитета.

9. Вести мониторинг и быть готовым к изменениям в китайско-российских отношениях

Любые изменения в отношениях России с Китаем оказывают прямое влияние на её отношения с Японией. Раскол между Россией и странами Запада увеличивается из-за того, что Россия всё больше и больше укрепляет свои дипломатические и стратегические связи со странами Азии, особенно с Китаем. Россия, богатая природными ресурсами, и Китай с самым большим мировым рынком систем вооружений быстро развивают свои экономические и торговые связи. Для России Китай всегда был самой важной страной в Азии. Сотрудничество с Китаем в военной сфере растёт, а Шанхайская организация сотрудничества всё больше становится военной организацией. Россия наращивает экспорт систем вооружения в Китай и углубляет двусторонние военные связи, и Япония должна, прямо выражая своё глубокое беспокойство по этому поводу, выработать собственную адекватную стратегию.

Японии необходимо также изучать и другие аспекты китайско-российских отношений. Россия понимает, что быстрорастущая экономика Китая, её военное развитие и её огромное население несут потенциальную угрозу. Обе страны являются членами ШОС, но это не означает, что они всегда приходят к согласию в отношении направления деятельности этой организации. Кроме того, Китай соперничает с Россией за влияние и ресурсы в Центральной Азии. Объёмы китайско-российской торговли стремительно выросли, но это же привело и к росту торговых противоречий. Новая национальная стратегия развития России предусматривает вывод экономики на уровень выше, чем опора на богатые природные ресурсы. По иронии судьбы Россия перестаёт зависеть от растущего экспорта своих ресурсов в Китай и больше зависит от импорта из этой страны готовых продуктов. Эти тенденции противоречат целям новой стратегии и ведут к возникновению ощущения кризиса в России. Её торговый баланс с Китаем меняется от большого положительного сальдо на дефицит, а попытки изменить структуру торговых поставок встречают негативную реакцию со стороны Китая. Торговые разногласия необязательно приводят к натянутым отношениям на государственном уровне, но обе страны уже имеют историю взаимного недоверия. Эти тенденции привели к желанию России более тесно сотрудничать с Японией, вовлекая её в проекты развития Сибири и других восточных частей её территории. Растут российские интересы и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что вполне естественно приводит к тому, что и Японии в этих планах отводится всё более растущая роль. Япония должна учитывать все эти тенденции при выработке своей новой политики в отношении России.

10. Повышение эффективности японской помощи России и безвизовых обменов

Пришло время пересмотреть те виды помощи, которую Япония оказывала России с 90-х гг. Сейчас Россия не нуждается в помощи - она хочет установления прочных партнёрских отношений. На гуманитарных основаниях Россия предложила создать безвизовый режим для того, чтобы народы обеих стран могли путешествовать между Японией и четырьмя островами, обе страны пришли к согласию в этом вопросе в свете особого статуса суверенитета четырёх островов. Безвизовый режим не должен быть прекращён, но продолжительность и процедуры следует модифицировать. Например, правительствам обеих стран нужно расширить безвизовые поездки для таких целей, как охрана окружающей среды, океанологические исследования, культурный и студенческий обмен.

Продолжение такого рода безвизовых обменов потребует новых каналов взаимодействия, чтобы заменить нынешние, уже устаревшие. Находящийся в непосредственной близости к островам город Немуро содействует межостровному обмену, и усилия Японии, направленные на его интенсификацию, будут также способствовать дальнейшему развитию и самого Немуро.

Японские центры, семь из которых осуществляют свою деятельность в различных частях России, должны также быть радикально перестроены на организационном уровне. Сегодня одна из их главных функций - организация семинаров по корпоративному менеджменту и навыкам ведения бизнеса, и если такого типа семинары ещё нужны, то они должны проводиться либо частным японским бизнесом, либо, по крайней мере, на коммерческой основе. Центры нужно трансформировать в институты культурного обмена, способствующие большему изучению Японии и повышающие интерес к нашей стране. Японское правительство и местные органы власти должны предложить свою активную помощь для расширения двустороннего культурного и научного обмена, развития программ обмена среди молодёжи, взаимодействия на региональном уровне, тем самым способствуя дальнейшему углублению взаимопонимания между двумя странами.

P.S. Точку на этом мы, естественно, не ставим. Изложив японское видение существа вопроса, следует изложить и наше. Продолжение темы читайте на страницах «В» в следующий вторник, 8 апреля.

Автор: JFIR