Лечить бы рад…
Человек – существо несовершенное. Наш хрупкий организм в любой момент может дать сбой. Куда в таком случае бежит большинство? Не к знахарю, естественно, не к экстрасенсу, а прежде всего к врачу. Вот только сами врачи порой опускают руки – как и чем работа
Человек – существо несовершенное. Наш хрупкий организм в любой момент может дать сбой. Куда в таком случае бежит большинство? Не к знахарю, естественно, не к экстрасенсу, а прежде всего к врачу. Вот только сами врачи порой опускают руки – как и чем работать, чтобы помочь пациентам, как изменить годами складывающуюся в больнице атмосферу?
Кто-то, смирившись с ситуацией, продолжает трудиться по инерции, но находятся и другие – наперекор устоявшемуся мнению, вопреки собственному благополучию начинают они биться за свои права, а следовательно, за права больных. Среди таких единиц – акушер-гинеколог городской клинической больницы № 1 Владивостока Лариса ТОПЧИЕНКО.
Трудно быть «жирафом»
Их называют белыми воронами или жирафами. Они выделяются в коллективе, не боятся высказывать своё мнение, идут на штурм казалось бы незыблемых устоев. Зачем это нужно Ларисе Юрьевне, молодой, симпатичной, счастливой в семейной жизни женщине? «Да я ведь просто работать хочу, - отвечает, - хочу честно исполнять свои обязанности. К тому же у нас, гинекологов, не принято бегать с места на место. Мне нравится моя работа, иначе, имея второе высшее образование – юридическое, могла бы устроиться в другое место». Диплом юриста помогает ей разобраться во многих «каверзах», происходящих в отделении.
- Женщины, попадающие к нам, очень быстро стараются сбежать, - рассказывает врач. – И вовсе не потому, что мы плохие специалисты. Несколько лет назад только в нашем отделении выхаживали пациенток после сложных родов, все 70 коек практически никогда не пустовали. Теперь же постоянно слышим от женщин и их родственников: «Как можно работать в таких ужасных условиях? Почему у вас нет нормального оборудования?».
О том, что происходит в больнице, Топчиенко (как врач и профорг отделения) не раз пыталась говорить с представителями администрации и председателем профсоюзного комитета. Не добившись положительных сдвигов, стала писать в различные инстанции – в Приморскую краевую организацию профсоюзов работников здравоохранения, в государственную инспекцию труда, в прокуратуру Владивостока. Вот лишь одна выдержка из заявления: «Ремонт и оснащение отделения не проводились более 25 лет, что вызвало необратимое ухудшение состояния здания, особенно первого этажа. Это привело к сокращению коечного фонда. Летом 2007 г. администрацией города был проведён конкурс на выполнение ремонтных работ. Нам неизвестно, какая компания выиграла его, но ремонт выполняют рабочие ближнего зарубежья. Отремонтированное отделение должно было открыться в декабре 2007 г., но сроки нарушаются. Закуплена снятая с производства вентиляция. Администрация больницы требует, чтобы кондиционеры сотрудники купили за свой счёт».
Как рассказала Лариса Юрьевна, врачей обязали самостоятельно найти в больнице временное место для гинекологического отделения. Пришлось им ходить, что называется, с протянутой рукой, проситься на постой к коллегам. В результате (после стихийного митинга) койки всё же были выделены: две палаты в чистой хирургии и одна – в гнойной. Ладно, ремонт – дело временное. Дай бог, лучше потом станет. Так нет же, сотрудников никто ни о чём не спрашивает – перепланировка здания, по словам Топчиенко, ведётся непрофессионально. Медики (как коллеги агента 007) выяснили, что теперь тяжёлые больные будут находиться на втором этаже, а ординаторская – на первом. «Врачи должны быть рядом с такими пациентками», - говорят они. В ответ слышат: «Ничего, побегаете».
В списке неблагонадёжных значится
Многие врачи, среди которых немало людей пенсионного и предпенсионного возраста, не хотят портить отношения с администрацией. Поэтому Лариса Юрьевна решила не подставлять людей и бороться за их общие права в одиночку. Говорит: «Не хочу быть и дальше в роли раба на плантации». Прежде всего захотела она внимательно ознакомиться с коллективным договором. Нормальное желание? Вполне. Однако чтобы получить этот документ, ей пришлось писать заявление на имя главного врача. Таким же образом она «выбивала» и свой трудовой договор. Копии этих документов так испещрены пометками и вопросами, что на них буквально нет «живого места» - Топчиенко читала теперь их как юрист. Однако интереснее всего знакомиться со списком специалистов, которым предоставляется дополнительный отпуск из-за ненормированного рабочего дня. Среди прочих - делопроизводитель, секретарь-машинистка, сотрудники бухгалтерии, инженер по охране труда, комендант общежития… Думается, этот документ в комментариях не нуждается. «На сегодняшний день в больнице сложилась ненормальная ситуация, когда администрация «обставилась» своими заведующими, исполняющими любые решения руководства, и председатель профсоюзного комитета также отстаивает интересы администрации, а не коллектива», - пишет в одном из заявлений Топчиенко.
Может, она и впрямь горлопанка, как иногда слышит о себе? Ну тогда нужно медикам по-прежнему молча самим (как говорит Лариса Юрьевна) покупать хирургическую одежду, колпаки, чайники, не нужно краснеть, видя инвентарные номера на подаренной благодарными пациентами мебели. И ещё следует забыть, что существует национальный проект «Здоровье», согласно которому в больнице уже давно всё могло быть по-другому. В одном из заявлений Топчиенко есть такая фраза: «Администрация и председатель профкома больницы уверяют трудовой коллектив, что денежные средства на больницу из городского бюджета не выделяются».
А вот что написала она на имя прокурора Владивостока: «За последние три года в МУЗ ГКБ № 1 сменилось четыре главных врача, каждому из которых требовалось время, чтобы войти в курс дела. Вникнуть в проблемы отделений, а тем более сотрудников они просто не успевали. Обратиться к вам заставили систематические противоправные, непрофессиональные, амбициозные решения администрации. Любые попытки сотрудника решить спорный вопрос неизбежно терпят неудачу и вызывают агрессивную реакцию, при этом сотрудник навсегда попадает в список неблагонадёжных».
Если даже Лариса Топчиенко права всего лишь на 50 процентов, если её захлёстывают эмоции, всё равно страшно лечиться в такой больнице, ведь любые организационные неурядицы отражаются на работе врача. А Лариса Юрьевна вполне резонно беспокоится ещё и о своей будущей пенсии – неправильный расчёт заработной платы, характерный, по её мнению, для этого лечебного учреждения, её существенно сократит. Хотя, конечно, в первую очередь она думает о тех женщинах, ради которых эти врачи и работают.
Оборотная сторона медалиБезусловно, взгляд лишь с одной стороны не может быть абсолютно объективным. Поэтому хочется привести несколько беспристрастных мнений по данной проблеме.
В ответе, полученном заявительницей из Государственной инспекции труда в Приморском крае, говорится, что «повышение окладов за вредные условия труда начисляется без нарушений,.. оплата труда производится в соответствии с установленной нормой часов,.. начисление надбавок за ненормированный труд заместителям главного врача и работникам бухгалтерии не производится». Отмечено также, что гинекологическое отделение обеспечено спецодеждой: перчатками резиновыми и фартуком непромокаемым. С другой стороны, «для работников со сменным режимом работы не определено количество смен в сутки, продолжительность смен и порядок их чередования,.. в течение рабочего дня не предоставляется перерыв для отдыха и питания. В результате проверки выявлены и другие нарушения трудового законодательства. …За нарушения трудового законодательства к административной ответственности привлечены главный бухгалтер ТРУФАНОВА Т. И., заместитель главного врача по кадрам ПАВШИНА Н. И.». Думается, по пустякам к ответственности привлекать бы не стали.
Ещё в одном ответе, теперь уже из прокуратуры Фрунзенского района Владивостока, говорится следующее: «Нарушения в части расходования денежных средств,.. а также факты понуждения ко взиманию средств с работников… на приобретение кондиционеров не установлены (интересно, кто из сотрудников готов был в этом признаться? – Ред.). …Доводы о нарушении порядка оплаты труда,.. а также нарушения порядка оформления работы по совместительству и обеспечения медработников спецодеждой объективного подтверждения не нашли. …По результатам проведенной проверки нарушения со стороны ГКБ № 1 в части ведения финансово-хозяйственной деятельности прокуратурой района не выявлены». Однако и в этом ответе заключение гласит: «В отношении главного врача ЛЕБЕДЕВА С. В. прокурором района возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде».
Вместо эпилогаГазета ни в коем случае не собирается выступать в роли третейского судьи в данном споре, скрупулезно разбираться, кто прав и кто виноват во всех специфических проблемах. Пусть Лариса Топчиенко права не во всём, пусть уставшая от несправедливостей она порой «перегибает палку», тем не менее в работе больницы есть явные недостатки, которые без вмешательства официальных структур ещё долго бы не были выявлены. Они негативно отражаются на работе лечебного учреждения, в которое вынуждены обращаться наши земляки.
Если с пугающей регулярностью меняются главные врачи больницы, если жители Владивостока стали с опаской относиться к некогда очень уважаемому медицинскому учреждению, значит, в самой системе произошли определённые сбои. Мы не хотим, да и не имеем права ставить точку в данном конфликте, однако хотели бы услышать мнения всех заинтересованных сторон. Пациентов – о том, какое впечатление складывается у них после пребывания в стационарах Владивостока, врачей – об условиях их работы и взаимоотношениях с администрацией, а также, естественно, официальных структур, отвечающих за оказание качественной медицинской помощи, реализацию национального проекта «Здоровье» и за атмосферу, царящую в коллективах больниц. В конце концов здоровье – одна из главных составляющих жизни каждого человека.
Автор: Галина Кушнарева Михайловна