Чёрный день для чёрной пихты

По ночам жители деревень на границе Уссурийского заповедника просыпаются от рёва двигателей. С делян уходят лесовозы. Не раз уже поступали отсюда сведения, что с рубками в охранной зоне что-то не ладно. Тем более что в опасности оказалось уникальнейшее де

26 март 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2311 от 26 март 2008
4dc917f918f428b9b3eab8b207020168.jpg

По ночам жители деревень на границе Уссурийского заповедника просыпаются от рёва двигателей. С делян уходят лесовозы. Не раз уже поступали отсюда сведения, что с рубками в охранной зоне что-то не ладно. Тем более что в опасности оказалось уникальнейшее дерево - реликтовая чёрная пихта, которой нет больше нигде в мире. Возмущённые селяне даже собирались на сход, приглашали учёных... Увы, у лесных нарушений лишь один свидетель - пень. К нему и пришлось обратиться.

Колючая история

Многострадальная пихта уже стала медиа-звездой. Минувшим летом по инициативе Всемирного фонда дикой природы (WWF) стартовала программа по защите уникального дерева. Перед Новым годом на последних островках чёрнопихтарников были развешены таблички с призывом не рубить реликт, тем более что это запрещено всеми соответствующими документами. Пресса рассказывала о неповторимом мире животных и птиц, который создаёт вокруг себя редкое дерево, о необходимости его уберечь.

Но спустя всего несколько дней случился неприятный конфуз. Во Владивостоке посреди рынка на Второй Речке была поставлена - и смех и грех - четырёхметровая чёрная пихта с гирляндами и праздничными игрушками. Вокруг неё едва не произошло сражение между администрацией рынка и милицией с одной стороны и журналистами да экологами - с другой. Как потом оказалось, не только город нашенский имел роскошь праздновать Новый год под реликтовым деревом - точно такой же случай произошёл в Артёме...

В то же время из окрестностей Уссурийского заповедника стали снова поступать жалобы на незаконные рубки леса, в том числе и многострадальной пихты.

- В нашей охранной зоне идёт варварское уничтожение лесных ресурсов, - сообщил «В» директор заповедника Андрей КОТЛЯР, - местный лесхоз использует разные лазейки в законодательстве, чтобы заготавливать коммерческую древесину там, где этого делать нельзя. У нас есть фотоматериалы, где отчётливо видно, что вместо подгнивших и повреждённых деревьев, которые нужно свалить по документам, рубят совершенно здоровые.

Шум по поводу рубок продолжается тут не первый год, но ничего так и не сделано. Местный сельский сход постановил выразить недоверие начальнику лесхоза и прекратить варварскую валку.

Но с наступлением нового года её и так пришлось остановить - закончился срок действия порубочных билетов. Теперь добытую древесину вывозят огромные грузовики. А на все вопросы ответить могут только пни...

Что сказал пень

На одну из делян выезжают оперативники УБЭП, инспектор Управления лесами и сотрудники WWF в качестве экспертов. Сопровождает их, а заодно фиксирует на фото состояние пней корреспондент «В».

Валки и перетаскивание стволов тракторами сильно потрепали лес, но он всё ещё выглядит внушительно. Рядом с пеньками поднимаются громадные тёмные стволы - чёрная пихта, самое высокое дерево в России. Причём среди уцелевших деревьев есть явно сухие и треснутые, хотя именно их и положено было уничтожать в ходе рубок ухода ...

Начинается проверка, не похожая на то, что обычно показывают в криминальной хронике. Всё-таки природа умиротворяет: милиционеры никого не обыскивают, не закручивают руки за спину. Просто эксперт вместе с работником лесхоза обходит место рубки и осматривает то, что осталось от деревьев. Пни широкие, ствол было и не обхватить руками...

Каждый пенёк измеряют вдоль и поперёк, отмечают, есть ли следы гнили и повреждений. В результате дерево относят к одной из категорий - деловая древесина, полуделовая, поделочная, дровяная и т.д.

Представитель лесхоза жаждет узнать результаты:

- Ну что вы скажете навскидку? Какая это лесосека?

- Обычная в наших краях, - отвечает координатор проектов лесной программы WWF Константин КОБЯКОВ, - под видом рубки ухода валят здоровые деревья, деловой лес...

Но окончательно всё решится, только когда будут сделаны все подсчёты и оперативники заведут дело. Увы, природоохранные разбирательства идут у нас с большим скрипом, и тот, кто хочет, часто находит способ отвертеться на долгом пути от оперативника к судье.

Когда начало темнеть, осмотр пришлось прекратить. Одно было приятно видеть на обратной дороге, проезжая села Каменушка и Дубовый Ключ. Местные школьники не подвели: то тут, то там по окрестностям виднелись подаренные им ещё в декабре таблички – «Не рубите пихту чёрную, это запрещено ЗАКОНОМ!!!».

Автор: Александр Великанов