Блокадники. В войну они были лишены хлеба, теперь – заботы

Для нынешней молодёжи Великая Отечественная – преданья старины глубокой. И это естественно, ведь более 60 лет со Дня Победы прошло. С другой стороны, это всё-таки меньше даже отнюдь не самой большой в мире продолжительности жизни наших людей. Участники то

18 март 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2306 от 18 март 2008
9ae7d19d5cd803e4dbbd5916d54a23c2.jpg

Для нынешней молодёжи Великая Отечественная – преданья старины глубокой. И это естественно, ведь более 60 лет со Дня Победы прошло. С другой стороны, это всё-таки меньше даже отнюдь не самой большой в мире продолжительности жизни наших людей. Участники той далёкой войны живут рядом с нами, рассказывают свои истории внукам. Они пожилые и больные, они многое перенесли, поэтому и внимания к себе требуют повышенного. Точнее, не требуют, а им требуется это внимание.

Недавно, выступая в Санкт-Петербурге, Дмитрий МЕДВЕДЕВ говорил: «Блокада – самый высокий пример патриотизма. Вера и стойкость ленинградцев питали мужество всей страны, память о блокаде священна». Его поддержал председатель Совета Федерации Сергей МИРОНОВ: «Блокадников с каждым годом становится всё меньше и меньше. Средний возраст – 71 год, это пожилые, отягощённые болезнями люди, для которых остаётся острой жилищная проблема. Многие продолжают жить в коммуналках. Поэтому именно этой категории граждан нужны дополнительная социальная защита и внимание со стороны государства».

Как говорят в народе, эти бы слова да богу в уши. Потому что жизнь этих людей, так тяжело начавшаяся, на закате лет лучше не стала: если в военные годы у них не было куска хлеба, то теперь, спустя десятилетия, страна не может обеспечить их жильём и весомыми льготами. Санкт-Петербург получит в ближайшее время более 2 миллиардов рублей «на обеспечение жильём ветеранов, переживших блокаду». Тем же, кто по разным причинам был вынужден в своё время покинуть прекрасный город, такого подарка не сделали.

~~Справка «В»
На основании многолетнего наблюдения за состоянием опорно-двигательного аппарата у переживших голод во время блокады Ленинграда можно заключить, что дети, родившиеся в 1930-43 г., пострадали более тяжело, вплоть до глубокой инвалидности. Это связано с тем, что они не получали необходимые для роста костей витамины и микроэлементы. Поэтому у всех переживших блокаду в детстве имеются изменения в позвоночнике и костях конечностей. Нередко у этих граждан имеются различные судорожные реакции или большие судорожные припадки, связанные с необратимыми изменениями в нервной системе. У «блокадных детей» произошли и генетические «поломки», которые проявляют себя на их потомстве.
Из заключения Ленинградского НИИ травматологии и ортопедии~~

По закону положено

Позвонившая недавно в редакцию пожилая блокадница сообщила – мол, этой категории пострадавших во время Великой Отечественной положены ссуды на приобретение жилья. Правда, несколько сот тысяч рублей, о которых она слышала, даже на гостинку не хватит. «Если и вправду деньги дают, - сказала она, - то как, на ваш взгляд, выглядит такая помощь? Ведь самая плохонькая квартирка стоит больше миллиона. Вы сами можете в этом убедиться».

Прежде всего я внимательно прочитала закон Приморского края об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории края, принятый Законодательным собранием 21 июня 2006 года. В ст. 1 «Категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильём» говорится, что действие этого закона распространяется в том числе и на вставших на учёт до 1 января 2005 г. лиц, награждённых знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Сводный список граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, формируется отдельно по каждой категории льготников в хронологической последовательности, а размер субсидии определяется исходя из состава семьи. В общем, имеют право блокадники получить от государства помощь. Правда, если они давным-давно стояли в очереди на улучшение жилищных условий. Но знают ли они хотя бы об этом? Если знают, почему тогда мазохизмом занимаются и влезают в долги, чтобы собственный угол заиметь? Долги, надо сказать, не шуточные. По крайней мере в риэлтерских компаниях мне сообщили следующую информацию: «убитую» гостинку с услугами в коридоре на четырёх хозяев можно приобрести за 1 млн. 200 тыс., ну а приличная стоит от 1 млн. 800 тыс. до 2 млн. 260 тыс. руб.

Узнав всё это, отправилась я в посёлок Трудовое, где совсем недавно поселилась Антонина БАКИРОВА.

Могла получить звание Героя


Антонина Николаевна до сих пор помнит, как на рассвете вместе с другими ленинградцами, истощёнными и еле передвигающимися, вышла она с мамой из бомбоубежища, как погрузились в товарняки и как на одной из станций их разбомбили. Перевёрнутые вагоны, трупы, которые складывали в штабеля… Там была и её мама.

Маленькая девочка с ранениями обеих ног попала в полевой госпиталь, где после лечения ещё почти год помогала раненым – ухаживала за ними, стирала бинты, скручивала тампоны. Ей не было и 10 лет.

Потом были детдом, училище в Новосибирске и комсомольская путёвка во Владивосток. Она работала на Угольной, на кирпичном заводе, сначала 15 лет в горячем цеху, потом многие годы - начальником смены. 11-ю пятилетку завершила досрочно, выдала сверх плана 1 млн. 600 тыс. кирпичей. За это представили неутомимую труженицу к званию Героя Социалистического Труда. Правда, в Москву поехал другой человек, ведь она не была членом партии, а следовательно, не имела права носить такое высокое звание. На память остался только почётный знак 11-й пятилетки. Обида со временем прошла, тем более что других проблем хватало.

Её дочерям было 11 и 8 лет, а сыну всего несколько месяцев, когда на мотоцикле разбился муж. Выстояла, в 87-м даже ещё раз вышла замуж, поселилась в квартире мужа, где и прожила 17 лет. Перед смертью он написал завещание – по трети своего жилья оставил жене, своему сыну и внуку. Не подозревала даже блокадница, что имеет право встать в очередь на улучшение жилищных условий, поэтому, когда сын мужа настойчиво потребовал продать квартиру и поделить деньги, кинулась искать подходящий вариант. Конечно, ей помогают дети, но у родного сына материальное положение далеко не блестящее – воспитывает троих детей, дочери тоже не богаты, поэтому пришлось одной из них взять кредит. Таким образом и купили гостинку (крошечную, без кухни) в Трудовом. Хорошо ли ей там живётся? Чего ж хорошего, если то ночью в дверь летит жестяная кружка, то соседи морды друг другу бьют, то пол в длиннющем коридоре окурками засыпают. В ванной не работает змеевик, пожилая женщина уже не раз простывала, выйдя из душа.


~~Справка «В»
Во время блокады в Ленинграде погибли 1 млн. 380 тыс. человек. Смертность среди населения была в 100 раз больше, чем в войсках. Только в вологодской земле похоронено 20 тысяч блокадников, вывезенных из осаждённого города, но не выживших.~~

«Я ещё ничего живу, - говорит она. – Некоторым из нас значительно тяжелее. По сути, мы все инвалиды, но не каждый смог получить такой документ, согласно которому положена вторая пенсия. Да и знак «Жителю блокадного Ленинграда» не все имеют. Есть в нашем, Советском, районе блокадница, которая получает пенсию в 3000 рублей, есть ещё одна, которая всю жизнь ездила за мужем-военным и устраивалась в гарнизонах уборщицей, нянечкой, библиотекарем. Её пенсия – 2700. Правда, существуют «путинские» ежемесячные доплаты – по 500 рублей. Но разве это деньги? Я вот как председатель общества блокадников по Советскому району собираю в год в качестве членских взносов по сто рублей с человека. На эти средства открытки покупаю, чтобы людей поздравлять, с фруктами мы к больным приходим. Никто ведь им помощи не оказывает. Если несколько лет назад нам на 27 января – День снятия блокады вручали по 500 рублей, то вскоре стали давать по 300, а в этом году выделили 200 рублей на блокадника. Видно, страна всё тяжелее живёт. Но нас в Советском районе всего-то 33 человека осталось».

Настойчиво переспрашиваю Антонину Николаевну: «Что вы знаете о законе Приморского края по обеспечению жильём лиц, награждённых знаком «Жителю блокадного Ленинграда»? Она разводит руками: «Поверьте, первый раз о нём слышу».

Бюджетом не предусмотрены

Во Владивостоке сегодня живут 163 человека, помнящие ужасы голодных месяцев в Ленинграде. Несколько лет назад их было 336. В 2000-м они официально оформили Владивостокскую городскую общественную организацию «Жители блокадного Ленинграда», до этого, по их выражению, собирались как подпольщики. Попытался вскоре, в 2002-м, избранный председателем Борис ЩЕНИКОВ организовать и тех, кто живёт в крае. Их не так уж много – сейчас человек 300. Поездил Борис Яковлевич по районам, выяснил, что, к примеру, в Шкотовском – всего один блокадник, списки составил, потом нужно было представителей «ячеек» собрать вместе, обсудить с ними многие вопросы, принять кое-какие решения. Понятно, что для этого нужны были деньги. Не нашлось 22 тысяч в крае. С одной стороны, понятно – в бюджет эти траты не были заложены. С другой – господа, это ли неподъёмная сумма для слуг народа?

Ну, ладно, живут эти старики разрозненно, собраться даже по большим праздникам не могут, но проблемы-то у них общие. И главная из них – то, что данные некогда при Борисе ЕЛЬЦИНЕ льготы, приравнивавшие их к участникам Великой Отечественной, через год, то есть в 95-м, были отобраны. И кое-кто из чиновников назвал блокадников даже «опосредованно пострадавшими».

Борис Щеников по поводу этих несправедливостей обращался уже во все инстанции. «Согласно указу № 163 от 18.01.1994 г. на всех жителей блокадного Ленинграда, награждённых медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда», были распространены права, льготы и социальные гарантии участников ВОВ, что было гуманно, честно и справедливо, - писал он. – Город отстояли все». Борис Яковлевич рассказал о своей семье, где от голода умерли семь человек, о сёстрах, которые отстаивали родной город с оружием в руках, о матери, которая прожила недолгую жизнь из-за тяжёлых осложнений после дистрофии. Их семья – самая типичная. Нынешним родителям и в страшном сне не приснится, что 12-летняя дочка, теряя сознание от голода, вытачивает на станке снаряды, а двухлетний сынишка напоминает скелет и угасает с каждой минутой. Они так жили. Потому что блокада на всех была одна.

Уже несколько лет борются за свои права пережившие блокаду. Их разделили на «медалистов» и «значкистов», кое-кто вообще ничего не имеет. Это примерно как со званием «ветерана труда» - об одном начальник побеспокоился, а другой, столь же честно трудившийся, остался без награды и, следовательно, без льгот. Поэтому в одном из обращений говорится: «Интересно спросить: кто и на каких весах взвешивал заслуги? И кто их вправе «взвешивать»? Взвешивать и механически подразделять блокадников на «работавших» и «не работавших», хотя каждый ленинградец, выстрадавший эту блокаду и вложивший свой труд и здоровье в дело Победы, – просто Герой. Героизм жителей проявлялся в постоянном сопротивлении смерти. И не было не работающих ремесленников! Не было не работающих студентов! Даже домохозяйки, матери с детьми были закреплены в отрядах самообороны. Конечно, если они, истощённые голодом, холодом и дистрофией, ещё держались на ногах».

Ежегодно 27 января, в День снятия блокады, эти люди приезжают в Питер на большой сбор Международной ассоциации жителей блокадного Ленинграда. К слову, Борис Яковлевич в этом году ездил туда за свой счёт. И он сделал сравнительный анализ отношения разных стран к тем, кто пережил страшную войну. «Германия осудила фашизм, выплатила деньги заключенным концлагерей, выделила социальные пособия, предоставила квартиры переехавшим из Союза. На Украине и в Белоруссии блокадники получают льготы как участники войны, в Израиле у них двойные пенсии. В России же не все, имеющие на это право, получили медаль «За оборону Ленинграда» - не хватило сил и возможностей поднимать архивы. При этом правительство отняло льготы даже у имеющих медали, теперь по частям, малыми долями, эти льготы возвращают. И каждый раз по этому поводу большой шум. Создаётся впечатление, что людей специально сталкивают лбами – будто блокадникам сколько ни давай, а им всё мало, будто мы такие ненасытные. Нам ничего лишнего не надо, хотим лишь, чтобы вернули то, что положено. О каких квартирах вы говорите? Такого никогда не было, хотя наши старики нередко живут не только с детьми, но и с внуками. Три поколения в одном маленьком доме – нелёгкое испытание для пожилого и больного человека. Кое у кого просто ветхое жильё. О деньгах на улучшение жилищных условий тоже не слышал. Неужели такое есть и меня как председателя общества просто не поставили в известность? Но вряд ли. У нас всё отняли, вот это и есть реальность. И при этом кто-то ещё рассуждает о воспитании патриотизма. Ни на правительственном, ни тем более на местном уровне никакой программы помощи блокадникам не существует».

После войны кое-кто из коренных жителей покинул Ленинград, оставив свои квадратные метры родственникам – ютиться всем вместе было просто невозможно. Некоторые, как, например, Борис Щеников с супругой, обосновались во Владивостоке. Эти люди много сделали для города и края, ведь среди них – учёные, исследователи, лауреаты государственных премий, врачи, учителя, строители. Они достойно работали, вырастили детей. Сейчас 80 процентов из них инвалиды. От имени всех этих людей пишет во все инстанции председатель общества Борис Щеников, требуя, чтобы не нарушался закон, чтобы были восстановлены права блокадников. И получает отписки. Как, например, та, что пришла в год 60-летия Победы: «Вопрос о повышении уровня социальной защищённости данных граждан, безусловно, заслуживает внимания и будет рассмотрен в рамках подготовки мероприятий по улучшению материального обеспечения отдельных категорий ветеранов». В этом году мы будем отмечать уже 63-ю годовщину окончания войны. Не то чиновники откровенно издеваются над блокадниками, не то выжидают, когда их останутся единицы. Вот тогда можно будет лить крокодиловы слёзы и бить себя кулаком в грудь – мол, для этих, последних, сделаем всё возможное, будем их на руках носить.

Не может Борис Яковлевич молчать. И не хочет. Потому даже в Страсбургский суд иск подал. Говорит, если там вопрос не будет решён, ещё и в Гаагский трибунал напишет. Но это, что называется, бодаться с системой. Пока ещё никто успеха не добился. Ну а на местном уровне многое от наших чиновников зависит. Между прочим, в этом году блокадников, даже живущих во Владивостоке, собрать вместе не смогли – денег не было, так что 27 января они отмечали по своим районным «ячейкам», где получили по 200 рублей и чай с конфетами.

Скоро наступит 9 Мая

Совсем скоро страна в очередной раз отметит День Победы. Найдутся ли деньги для блокадников? Или они не заложены в бюджеты? Безусловно, нужны средства для детей, оставшихся сиротами, для профессиональных спортивных команд, худо-бедно защищающих спортивную честь Владивостока и Приморья. Спонсоры с удовольствием дают деньги на проведение конкурсов красоты или возведение детских площадок во дворах. С одной стороны, это прекрасно, потому что это наша многогранная жизнь, с другой – удобный случай богатым и обладающим властью людям напомнить о себе. Старики-блокадники – вариант не выигрышный.

Конечно, на всё и на всех денег не хватает. Чиновникам правительственного уровня приходится думать о том, как пополнить нефтедолларами Стабфонд, местного – как обеспечить охрану своих квартир. Но есть ещё и «безденежная» составляющая, которая заключается просто во внимании к людям. Создаётся впечатление, что никто не задумался, что в День снятия блокады или в День Победы солидная организация могла бы на несколько часов предоставить бесплатно актовый зал, какое-нибудь «крутое» кафе - накормить ветеранов пирожными, кто-то – выделить автобус, чтобы привезти людей, а какой-нибудь музыкальный коллектив - бесплатно исполнить для них песни военных лет. Во Владивостоке чуть более сотни блокадников способны прийти на такую встречу. Но она им очень нужна – чтобы вспомнить, обнять друг друга, улыбнуться и всплакнуть. И, может быть, забыть о том, что только Санкт-Петербург получит 2 млрд. руб., а Владивосток, хоть и город нашенский, слишком далеко, чтобы помнить о блокадниках, живущих в нём.

~~Тем временем...
Как сообщила пресс-служба администрации ПК, в прошлом году ни один из «наших» блокадников не смог улучшить жилищные условия. Связано это с тем, что вставали они в очередь поздно – перед ними десятки ветеранов и инвалидов. В нынешнем же году подошла очередь первой женщины, награждённой знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Сейчас ведётся проверка её кандидатуры – действительно ли человек имеет право на жильё. Если всё в порядке, она сможет или получить ссуду на улучшение жилищных условий из расчёта 33 квадрата, естественно, не по рыночной цене, или подождать, пока ей подберут подходящее жильё по социальному найму.

Ну а другие приморцы, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда», имеют право на следующие льготы: из федерального бюджета – доплата к пенсии согласно статусу (с 1 апреля 2008 г. она составит 1476 руб. в случае отказа от соцпакета), из краевого бюджета инвалидам – 50-процентная скидка на оплату жилой площади (в т. ч. членам семей) и коммунальных услуг (только самим «значкистам»), а также 50-процентная скидка при оплате проезда маршрутами общего следования (кроме железнодорожных). ~~

Автор: Галина Кушнарева Михайловна