Самый вредный мусор. Он портит город… и оседает в наших желудках
А ведь раньше мы стирали полиэтиленовые пакеты. Теперь кажется – сущая дикость. Действительно, жить стали лучше, и этого добра навалом. Но если подумать, сколько пакетов после нас превращается в мусор, становится не по себе. И многоразовое использование п
А ведь раньше мы стирали полиэтиленовые пакеты. Теперь кажется – сущая дикость. Действительно, жить стали лучше, и этого добра навалом. Но если подумать, сколько пакетов после нас превращается в мусор, становится не по себе. И многоразовое использование полиэтиленовых мешков уже не кажется признаком скупердяйства. Да и вообще впору вновь обзаводиться авоськой. Только вот где её взять?
Лично знаю человека, который сознательно не берёт пакеты в супермаркетах. Пресс-секретарь WWF России Дарья Кудрявцева таким образом борется за чистоту планеты. Наверняка она не одна. Некоторые приморцы тоже стараются выносить из квартиры каждый день не два килограмма, а, например, полкило синтетического мусора. Чтоб лишний раз не захламлять и без того загаженные окрестности городов. В ряде стран, в том числе и Китае, запретили производство отдельных видов полиэтиленовых пакетов. Москва и Питер заявляют о начале производства быстроразлагающегося полиэтилена. Ведь то, что такой мусор, в отличие от бумажек каких-нибудь, - мусор самый вредный, очевидно. В общем, серьёзность проблемы осознаётся всеми. Мы решили выяснить, способен ли Владивосток прожить без полиэтиленовых мешков.
Кислотный дождь из пластикового стаканчикаВообще тот самый пакетик, в который нам в супермаркете укладывают хлеб, овощи, молоко и прочее, сделан из нефти. Одноразовый стаканчик, из которого мы потягиваем напитки на пикнике, тоже. Из нефти и газа получается масса всевозможных химических соединений, о существовании которых мы даже не догадываемся. А на самом деле все окружающие нас пластиковые предметы представляют собой разные синтетические материалы. Самых распространённых пластических масс насчитывается примерно десять. Пакеты, всем известно, а кроме того, водосточные трубы - это полиэтилен. Одноразовая посуда, а также пенопласт, используемый в строительстве, - это полистирол. Пятилитровые бутылки для воды – поликарбонат. Бутылки под минералку на полтора литра – полиэтилентерефталат. Канистры, мешки, в которых обычно продаются сахар и крупы, упаковка для рыбы – полипропилен. А ходим мы по полихлорвинилу, из которого сделан линолеум.
- Каждый из этих материалов, разлагаясь, выделяет в окружающую среду вредные вещества, - рассказывает заведующий кафедрой неорганической и элементоорганической химии Института химии и прикладной экологии ДВГУ Николай Шапкин. – Например, при разложении полихлорвинила образуется соляная кислота, из одной тонны полихлорвинила 300 килограммов кислоты получается. Правда, разлагается он в течение 20-30 лет и таких объёмов гадости в природу сразу, конечно, не поступает. Но медленное отравление – тоже отравление.
Из полистирола, то есть из всех этих одноразовых стаканов и тарелок, при разложении выделяется фенол. Этот яд, попадая в организм человека с водой, медленно убивает клетки. Кстати, одна тарелка разлагается 50 лет. 50 лет, лёжа где-нибудь на свалке, она отравляет почву и сточные воды. А потом этот самый фенол вполне может оказаться в бутылке природной минеральной и «кристально чистой» воды. При сжигании бутылок и пакетов, как это сейчас происходит на мусоросжигательном заводе, в атмосферу выделяются диоксины, которые, соединяясь с атмосферной влагой, проливаются на головы граждан в виде кислотных дождей. А образующуюся золу, содержащую тяжёлые металлы, по жилым кварталам городов разносит ветер…
Вот такие ужасы. На экологическую катастрофу они не тянут как раз по причине своей медлительности. К тому же происходят не из-за слишком большого производства, а по причине неправильной утилизации. И производители упаковки преспокойно занимаются своим бизнесом, весьма сегодня процветающим по причине колоссального спроса.
~~Справка «В»
Согласно данным инвентаризации отходов в городе Владивостоке ежегодно образуется около 82 тысяч тонн отходов пластмасс, в том числе около 13 тысяч тонн отходов пластмасс в составе промышленных отходов; около 600 тонн образуют предприятия города, выпускающие товары народного потребления из полимеров; около 37 тысяч тонн отходов образуется на предприятиях сферы обслуживания; около 32 тысяч тонн – в жилом секторе. В общей массе твёрдых бытовых отходов доля пластиковых отходов составляет, по разным данным, от 15 до 40 процентов.~~
Хотя одна установка для производства бутылок или пищевых контейнеров стоит недёшево, спрос на тару слишком высок, чтоб от этого производства отказываться. Только во Владивостоке этим занимается не менее десяти предприятий. Объёмы производства многие из них раскрывать не хотят. Но, к примеру, на ООО «Концепт», управляющей компании завода «Дальпак», назвали такую цифру – 100 тысяч тонн всех видов продукции в месяц. Представляете, сколько это – 100 тысяч тонн полиэтиленовых мешков… И ведь разбирают это всё за милую душу.
- Мы выделяем следующие основные сегменты потребителей упаковки, - рассказала маркетолог компании «Мир упаковки», реализующей тару и упаковку, Светлана Ловчикова. – Это розничные торговые сети, увеличившие объём потребления упаковки для продажи собственной кулинарной продукции. Крупные производственные компании, рыбная промышленность, предприятия, деятельность которых носит сезонный характер: базы отдыха, кафе на открытом воздухе. А также офисы компаний с регулярным корпоративным спросом. Для каждой группы потребителей характерны свои особенности использования упаковки из различного материала.
А кроме полистирола больше ничего и нет, скажете вы. И будете не правы. До нас дошла продукция, изготовленная по самым современным технологиям в Европе, где пластиковый мусор уже давно считается серьёзной проблемой. Там крупные ритэйлеры уже сами отказываются от полиэтилена.
- В России с её огромными территориями проблема утилизации таких отходов стоит не так остро, как, например, в Великобритании, которую они просто могут «накрыть с головой», - продолжает Светлана Ловчикова. – Поэтому европейцы не только активно вводят разные технологии утилизации мусора, но и разрабатывают материалы, которые не наносят вреда окружающей среде. Так, финская компания Huhtamaki выпускает экологически безопасную посуду Chinet. Она сделана по особой технологии из формованного бумажного волокна, отходов производства и утилизируется путём естественного биологического разложения в почве в течение двух недель.
Но если обычная для россиян полистирольная тарелочка стоит в пределах рубля, тарелка Chinet - раза в четыре больше.
- Сейчас она у нас спросом пользуется, но не таким, как посуда из синтетических полимеров, - говорит Светлана. - К сожалению, в массе своей потребитель пока не готов платить за дополнительную ценность продукта. Конечно, придёт время, когда подобные вещи будут в авангарде. Chinet - это только начало. И для нас важно, что такая продукция уже есть на нашем рынке. Потребителю предоставляется возможность задуматься о более бережном отношении к природе.
Тем временем в России изготовление современных экологичных материалов пока только в стадии фундаментальных химических разработок.
В производстве пакетов такого прорыва пока не наблюдается. Сейчас никакой материал не сравнится по себестоимости и универсальности с полиэтиленом. Однако есть на рынке пакеты из полипропилена, экологически безопасного материала. Стоят они дороже, но цена оправдана лучшими качественными характеристиками: наиболее лёгкий из всех известных жёстких полимеров отличается высокой прочностью.
~~Справка «В»
Посуду из полистирола можно использовать в основном для холодных блюд или для блюд, нагретых до температуры не более 70 градусов. Полипропилен более прочный, его можно использовать для горячих блюд. Посуда и упаковка, поступающие на рынок Приморья с российских и зарубежных заводов, подлежат сертификации. Сертификат соответствия либо гигиеническое заключение содержат информацию о химическом составе продукции, области применения, возможности контакта с пищей. ~~
Светлана Ловчикова резонно замечает, что вся проблема – в культуре использования одноразовой упаковки и воспитании экологического сознания у людей. Вот, к примеру, в Москве ввели систему сортировки мусора для дальнейшей раздельной переработки, установив специальные автоматы, выдающие деньги за алюминиевые банки и пластиковые бутылки любому желающему. Но нередка такая картина: неработающий автомат, а вокруг пустые бутылки. К тому же утилизация полимеров обходится чуть ли не дороже их производства.
- Полиэтилен можно перерабатывать в парафин, - говорит профессор Николай Шапкин. – А если его окислять, получаются жирные кислоты, из которых можно делать мыло. Но у нас в ходу только первичное сырьё – нефть. Есть, конечно, фирмы, в том числе и в Приморье, которые прессуют и гранулируют синтетические отходы. Но делают они это для Китая, у которого первичного сырья нет. Вот так мы раскидываемся своими ресурсами.
- Практически каждый вид отходов требует особых условий для переработки, - продолжает начальник управления муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля администрации Владивостока Александр Коршенко. – Следовательно, для эффективного использования пластмассы необходимо разделять. Существующие предприятия, работающие в области переработки пластмасс, имеют крайне низкую мощность и не могут обеспечить использование всего объёма образующихся отходов. Централизованного сбора отходов данного вида у нас не существует, в большинстве случаев они вывозятся на захоронение вместе с остальными твёрдыми бытовыми отходами. Действующее законодательство не позволяет ввести запретительные меры на производство или уменьшение количества полиэтиленовой продукции. Неоднократно поднимался вопрос о разработке и принятии федерального закона «Об упаковке».
Отдельный закон об одном-единственном сегменте товаров – звучит солидно. Хотелось бы дожить до его принятия. А пока, наверное, всё-таки стоит ходить в супермаркет с матерчатой сумкой. Жаль только, все покупки на неделю в неё не помещаются.
Автор: Вера Конюхова Александровна