Насколько «шумит» Владивосток?

Владивосток по уровню шумового дискомфорта от автомобилей превосходит все города Приморья. Специалисты единодушны в главном: последствия тотального звукового раздражителя не просто неприятны, они ещё и опасны для здоровья горожан.

4 март 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2299 от 4 март 2008
ad432b05a4c9036a7ea6a4ce57163a40.jpg

Владивосток по уровню шумового дискомфорта от автомобилей превосходит все города Приморья. Специалисты единодушны в главном: последствия тотального звукового раздражителя не просто неприятны, они ещё и опасны для здоровья горожан.

У кого какие козыри?

Карта шума - вещь для России экзотическая. Петербург - первый и пока единственный город России, составивший для себя такой документ. Во Владивостоке же измеряют уровень звука точечно, то есть выборочно. Но даже при таком раскладе, судя по данным Роспотребнадзора, в нашем городе предельно допустимые концентрации шума превышены в разы. Прежде всего это связано с движением автотранспорта. К слову, у нас не установлены специальные шумозащитные экраны вдоль дорог (как это сделали в Москве), которые могут поглощать до 16 децибел. А известно, что даже лишние 10 децибел способны негативно сказываться на здоровье.

Излишние звуковые вибрации противопоказаны не только человеку, но также и домам, мостам и памятникам. Для сооружений это оборачивается микротрещинами. Неудивительно, что проблема шумового воздействия на город была поднята именно в Петербурге, где вопрос сохранения архитектурных памятников стоит достаточно остро. Поэтому именно там появилась карта, составленная на основе анализа показаний 1,5 тысячи приборов, установленных в разных точках города.

Но вернёмся к родным пенатам. О том, как «шумит» Владивосток, рассказала Марина ПОЛЯКОВА, начальник отдела Роспотребнадзора по надзору за средой обитания и условиями проживания.

- Какие районы Владивостока испытывают наибольшие шумовые нагрузки?

- В первую очередь это центральная часть города, где интенсивное движение автотранспорта, нет условий защиты от повышенного уровня шума расстоянием или зелёными насаждениями.

- По санитарным нормам какой уровень шума не причиняет дискомфорт человеку?

- Помимо воздействия на организм таких факторов, как электромагнитные поля, вибрация, существенное влияние оказывает и шум. В санитарных нормах и правилах регламентируются предельно допустимые уровни (ПДУ) звука как для постоянного, так и для непостоянного шума. Значения непостоянного шума для дневного времени составляют 40-55 дБА, ночью – от 30 до 45 дБА. ПДУ при постоянном шуме нормируются в октавных полосах частот от 31,5 до 8000 Гц. Для каждой частоты есть свой норматив звукового давления.

~~Справка «В»
По нормативам Санэпиднадзора ночью в квартире шум не должен превышать 60 децибел, на этом уровне громкости обычно ведётся спокойный разговор. А для больных или пенсионеров нередко дискомфорт возникает уже от 45 децибел. По заключению медиков, лишние 10 децибел могут способствовать повышению артериального давления, а при последовательном шумовом воздействии риск инсульта возрастает примерно на 15 процентов, коронарных заболеваний сердца - на 5 процентов. Для сравнения: шум плотного потока автотранспорта выдаёт около 80 децибел. ~~

- В Москве превышение уровня звука на дорогах составляет от 25 до 45 дБА. А каков уровень акустических загрязнений от автомобилей у нас?

- По результатам многолетнего мониторинга на дорогах нашего города со стороны автомагистралей уровень звука доходит до 76 дБА при допустимых 55 (пл. Луговая, Океанский проспект, пр. 100 лет Владивостоку). Во дворах, на площадках для отдыха показатели несколько ниже: превышения ПДУ на 1-10 дБА.

Однако источники шума могут быть и в самом жилом доме. Они создаются инженерным оборудованием (лифты, насосная техника),системой вентиляции, мусороуборочными машинами и даже играми детей.

Для того чтобы снизить уровень шума, строительными нормами и правилами предусматривают использование защитных экранов, зелёные насаждения, защиту расстоянием (удаление источника звука от жилой зоны). На шумоизоляцию влияет и способ остекления окон в квартире, количество переплётов на них. Даже то, закрывается ли отверстие для ключа во входной двери, влияет на проникновение шума в комнату.

И в центре города можно предусмотреть защиту от шума. Если дом находится рядом с магистралью, при проектировании есть возможность переориентировать на дорогу вспомогательные помещения, такие как кухня и ванная, а во двор – детскую и спальную комнаты.

- Пятая часть всех жалоб москвичей касается повышенного шума в жилых кварталах. Это связано, прежде всего, со стройками, работы на которых зачастую ведутся и ночью. Как у нас с этим?

- У нас такие жалобы составляют всего около 5-6 процентов от всего населения. Жителей чаще всего беспокоят не стройки, а шум от инженерного оборудования.

Если от горожан поступают жалобы на стройки, мы обязательно проверяем, как осуществляется проведение шумогенерирующих работ. С 2005 года в адрес Роспотребнадзора поступили всего 2 жалобы на шум от стройки. В одном случае был составлен протокол об административном правонарушении, во втором - выдано предписание по шумоизоляции с повторными замерами шума. При получении разрешения на строительство указывается и время работ, контроль за этим в компетенции Госархстройнадзора.

- В столице за шумный беспредел простых граждан штрафуют до 1000 рублей, юрлиц – до 50.000 рублей. Каков размер выплат во Владивостоке?

- Административный кодекс предусматривает от 500 до 1000 рублей штрафа для граждан и от десяти до двадцати тысяч рублей для юридических лиц. Однако в Приморье был принят региональный закон, по которому нарушители покоя могут быть оштрафованы на 10-25 МРОТ, а юридические лица - от 400 до 800 МРОТ.

- У Петербурга шумовая карта уже есть, в этом году её составляют и для Москвы. Владивосток готовится к саммиту, появится ли у нас такая карта?

- Действительно, в преддверии саммита АТЭС эта тема приобретает большую актуальность. В конце прошлого года мы направили предложение сделать шумовую карту для города в адрес администрации Владивостока, которое сейчас рассматривают. Надежда, что она появится, есть, тем более уже выполнен проект по сводному тому предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ по всему городу, который заказала администрация. На территории Дальневосточного федерального округа аналогов этому тому больше нет. А поскольку такая карта уже составлена, скорее всего, появится и шумовая карта.

Кто больше всех нашумел?

Самыми шумными городами мира признаны Токио, Нагасаки и Нью-Йорк, где преодолён порог в 80 децибелов. Рейтинг самых «тихих» возглавляют две европейские столицы: Лондон, где «нашумели» всего на 56 децибелов, и Париж - 61 децибел. Санкт-Петербург оказался одним из самых тихих городов планеты, он занимает восьмое место в списке - 66,4 децибела.

И действительно, оказавшись после Петербурга во Владивостоке, сразу ощущаешь, что шума-то поприбавилось в разы. Складывается такое впечатление, будто машин во Владивостоке даже больше, чем в Питере. Но дело, конечно, не в количестве автомобилей, а в том, что у нас они ездят «громче». Это объясняется географическим положением Владивостока. В Питере местность равнинная, соответственно, водители меньше газуют. Даже на международной магистрали - Народном проспекте в Питере, где «пачками» идут груженые автомобилями и прочей крупногабаритной техникой фуры, тише, чем у нас на Луговой или на Светланской. Этому есть простое доказательство. У нас шум от автомобилей и трамваев полностью перекрывает звуки. Чтобы услышать, что говорят тебе по телефону или по телевизору, нужно плотно закрыть форточку. Для петербуржцев это актуально только в центре города, где находятся в основном офисы, а не жилые помещения.

Кроме того, в Петербурге достаточно много парковых зон, которые поглощают шумы. Во Владивостоке же совсем наоборот. Те крохотные участки, где ещё сохранились деревья, активно вырубаются.

Бедность в форме чизкейка

У любимого многими владивостокцами японского писателя Харуки МУРАКАМИ есть рассказ «Бедность в форме чизкейка». Мураками рассказывает о семье, которая снимает жильё меж двух железнодорожных путей, на «тихую» квартиру у молодожёнов нет денег. Круглые сутки поезда проносятся вокруг дома с обеих сторон, и супруги, как и домашняя утварь, сотрясаются от ударов машины о рельсы. Ситуация наглядно обрисовывает положение многих владивостокцев, которые засыпают, можно сказать, в обнимку с машинами и трамваями, бороздящими просторы улицы, куда выходят окна квартир. Во Владивостоке, конечно, есть тихие улицы, но их слишком мало и жильё там стоит, как правило, недёшево.

~~Справка «В»
Многочисленные медицинские исследования подтверждают пагубное воздействие шума на детей и пожилых людей: у них нарушается сон, появляются раздражительность и капризность, головные боли, головокружения, снижается слух. Акустические раздражения, воздействуя на нервную систему, изменяют уравновешенность и подвижность нервных процессов. Шум провоцирует развитие сердечно-сосудистых заболеваний, нарушает деятельность эндокринной системы, желудка и кишечника. Излишне громкие звуки сокращают жизнь на 8-12 лет.~~