Серебряный голос «Стэнвея» услышим на «Дальневосточной весне»

Открытие Большого зала Приморской краевой филармонии стало событием, что называется, с долгим эхом. Дело ведь не только в том, что зрителю и слушателю вернули зал, казалось бы, безнадёжно завязший в ремонте. Появилась возможность наконец-то оценить звучан

27 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2296 от 27 февр. 2008
b1cb18b7a9be6d1504fa6a6d94f7534d.jpg

Открытие Большого зала Приморской краевой филармонии стало событием, что называется, с долгим эхом. Дело ведь не только в том, что зрителю и слушателю вернули зал, казалось бы, безнадёжно завязший в ремонте. Появилась возможность наконец-то оценить звучание рояля «Стэнвей», подаренного филармонии несколько лет назад Михаилом ШВЫДКИМ. Этот инструмент станет, можно сказать, королём предстоящего сезона. Филармония активно приглашает во Владивосток талантливых пианистов.

22 февраля состоялся концерт москвички Екатерины ДЕРЖАВИНОЙ и Тихоокеанского симфонического оркестра, а 1 марта пройдёт первый концерт из серии «Маэстро АРКАДЬЕВ и его ученики». Будут играть сам Михаил Александрович и его ученицы, пианистки Динара САДЫКОВА и Ольга ДОМНИНА.

- Если фортепиано – король инструментов, - нежно прикасаясь к клавишам, рассказывает художественный руководитель и главный дирижёр Тихоокеанского симфонического оркестра Михаил Аркадьев, - то «Стэнвей» - король фортепиано. Это не просто хороший инструмент, рояли этой фирмы стоят в лучших концертных залах мира! Поверьте, я знаю, что говорю (Михаил Александрович выступал на всех континентах, за исключением разве что Антарктиды, в лучших залах от Парижа до Сиднея).

У «Стэнвея» есть своя тайна, секрет яркого и нежного одновременно звучания, тайна, которую никто пока не смог раскрыть. Даже замечательная фирма «Ямаха», которая делает отличные инструменты, не может придать своим роялям ту особенность звука, тот серебристый тембр, которым обладает «Стэнвей». Конечно, в полную силу инструмент начнёт звучать через два-три года, ему требуется постоянная исполнительская практика.

- Концертов впереди будет очень много, - говорит художественный руководитель филармонии Татьяна ЧУМАК, - и главное событие, которое уже не за горами, - фестиваль «Дальневосточная весна». В этом году он несколько поменял формат. Концерты пройдут с 4 апреля по 2 мая. Будет много гостей, представлены разные жанры. Прозвучит моноопера «Моцарт и Сальери» (приедут солисты «Новой оперы» и театра Наталии САЦ), состоится концерт «Музыка, стихия, цвет» пианиста Василия ЩЕРБАКОВА – игра фортепиано и света в зале. Состоится концерт Магаданского русского оркестра, в составе которого немало знаменитых музыкантов, например, народный артист России Геннадий ЦЫГАНКОВ. Приедут из Лондона альтист Юрий ЖИСЛИН и скрипачка Наталья ЛОМЕЙКО. В фестивале примет участие ансамбль «Кончертоне», состоится – впервые за много лет в Большом зале – концерт участников международной программы «Новые имена в Приморье». А 30 апреля и 2 мая завершающим аккордом фестиваля станет исполнение силами Тихоокеанского симфонического оркестра, камерного хора и солистов филармонии мессы си минор БАХА – Высокой мессы (подробнее о фестивале читайте в номере «В» за 14 марта).

Кроме того, в рамках открытия «Альянс Франсез-Владивосток» (об этом событии читайте в пятничном номере «В») 17 марта в Большом зале будет играть французская пианистка Марилин ФРАСКОН.

Приморская краевая филармония и Тихоокеанский симфонический оркестр, в распоряжении которых теперь есть Большой зал, задумались о стратегии развития музыкальной культуры в городе, зашла речь и о необходимости ведения абонементной политики.

- Самого разного рода абонементы, - говорит Михаил Александрович, - это естественная и обязательная практика всех крупных концертных организаций. В Московской, например, филармонии абонементов более 20 – слушатель выбирает, ориентируясь и на исполнителей, и на программу, и на собственный вкус. Пора и нам всерьёз задуматься об абонементах. В наших планах серии концертов – «Все симфонии и концерты Бетховена», «Все концерты Рахманинова», думаем продолжать Рождественский фестиваль, мечтаем пригласить настоящих знаменитостей, собственно, уже дала своё согласие приехать к нам в 2009 году композитор Софья ГУБАЙДУЛЛИНА, единственный гениальный композитор-женщина, признанная во всём мире.

Есть планы сыграть во Владивостоке «Страсти по Матфею» Баха. Это, кстати, удивительное произведение – оно требует такой отдачи, такой концентрации от каждого исполнителя, что во время репетиций всегда что-то случается. В 2003 году я уже ставил «Страсти по Матфею» в Саратове и обварил руку кипятком. Несколько лет на руке был шрам в форме идеально правильного сердца. Но это произведение настолько сильное, что я готов обварить ещё что угодно, лишь бы снова поставить его!

Стратегических планов немало. Например, есть желание сделать абонемент «Приглашённые маэстро». Хотим пригласить дирижёров из разных регионов России выступить с Тихоокеанским симфоническим оркестром – Илью ДЕБЕЛОВА из Хабаровска, Марка КАДИНА из Красноярска. Разумеется, мы думаем и о Днях высокой музыки, которые тоже станут ярче и интереснее. Стратегические планы – это то, без чего невозможно настоящее развитие!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ