Юбочка для Джен
- Знаете, - сказала Ольге Павловне одна из сотрудниц Японского центра ДВГУ (здесь состоялась первая выставка мастера), - ваши куклы – они на меня смотрят. Честное слово, они живые…
- Знаете, - сказала Ольге Павловне одна из сотрудниц Японского центра ДВГУ (здесь состоялась первая выставка мастера), - ваши куклы – они на меня смотрят. Честное слово, они живые…
Они и правда живые – рыженькая Джен в клетчатой юбочке, кажется, вот-вот начнёт читать стихи Роберта Бёрнса; жгучая испанка, изогнувшаяся в страстной пляске, взметнёт чёрной юбкой; уставшая труженица – жена Грюма – вздохнёт и пойдёт на пристань встречать мужа… Куклы Ольги Святухи, доцента кафедры истории, археологии, этнографии и истории мировой культуры ДВГУ, будоражат воображение, запоминаются и не дают отвести взгляд…
- Началось всё с того, что я окончила художественное училище, оформительское отделение, - рассказывает Ольга Павловна. - В детстве мечтала быть историком. Или археологом. И вдруг в старших классах начала рисовать, пошла по этой тропинке. А в училище была дисциплина «История культуры», которой я очень увлеклась, поступила в Репинку (художественную академию имени Гнесиных) на специальность «Искусствоведение», которая оказалась тесно связана с историей… Вот так и возник университет, кафедра истории, так и объединились две мечты детства.
Куклы появились в жизни Ольги Павловны чуть больше 12 лет назад. Накануне 1995 года, Года Мыши по восточному календарю, из проволоки и кусочков ткани сделала она двух мышек. Просто так. А получилось, что серенькие зверьки стали началом долгого пути… Эти мышки и по сей день живут в доме Ольги Святухи, несмотря на то, что своих кукол она щедро дарит друзьям, знакомым…
- Вот эта – видите? – похожа на ту мышь, что чуть не выдала Дюймовочку за крота, правда, моя-то подобрее, - улыбается Ольга Павловна, а вторая - эдакая Красная Шапочка. Но не буквально, а просто по мотивам, понимаете? Конкретных – связанных напрямую с литературным прототипом - кукол у меня нет. Это скорее мои ощущения, некие образы, отклики эмоций.
Иногда фантазию подталкивает к полёту музыка, иногда - какое-то движение, вот эта рыженькая родилась после того, как в общественном транспорте я увидела девушку, точнее, как она повернулась к кому-то. Вот этот её поворот запомнился, стал будоражить…
- А откуда берётся у куклы национальность? Вот у вас и индейцы, и ирландка, и испанки, и негритянка…
- Хм. Интересный вопрос. Есть какие-то образы мест в голове. Понимаете? Вот, допустим, зелёные холмы, каменистая почва – это же Шотландия! И дальше вырисовывается само: как по этим холмам идёт девушка, какая она… И получилась Джен. Можно сказать, такая кукла-пейзаж, выражение характера, который живёт в таком пейзаже. Ох, как это объяснить…
- Как скоро идея реализуется в кукле?
- И до полугода бывает, что-то может не получаться, я оставляю куклу, потом возвращаюсь к ней… Были и такие, которые я не закончила, бросила. А бывает – моментально почти получается, меньше месяца. Понимаете, я же только днём, когда светло, могу работать. А днём, как правило, у меня лекции.
Куклы Ольги Павловны - каркасная проволока, полимерные материалы для лиц и ткани для костюмов. Ну и разные материалы для обуви и украшений, конечно – дерево, перья, кусочки бус. Лицо вырезается ножом, потом грунтовка, папье-маше… Руки-ноги выгибаются из проволоки, а вот костюмы – особая статья…
- Одежда кукол – это не случайные лоскуточки, а такая же важная часть, как лицо?
- Конечно. Вот для Джен, например, я соткала юбку из разных ниток, кое-какие даже из одежды выдёргивала. Ткала самым примитивным способом - на рамочке. А мечтаю, конечно, о небольшом ткацком станочке, маленьком таком. Конечно, ткать на рамочке – вовсе не романтично и где-то даже нудно, но знаете – вот приходишь с работы, есть свободная минутка, садишься, берёшь иголочку… И это так расслабляет!
Костюмы расписываю, вышиваю, вяжу из льняных или шёлковых ниток. Ткань иногда покупаю, долго ищу в магазинах нужный цвет, фактуру…
Но заметьте – мои куклы не этнографические, в костюмах нет доскональной точности, по ним нельзя изучать историю. Я пыталась первые костюмы делать по выкройкам, но в таком небольшом размере очень уж страшновато, грубо смотрятся швы.
Хотя есть у меня задумка сделать русскую куклу в настоящем национальном костюме. Но это пока только планы. Или пофантазировать на темы исландских саг…
- Любите древнюю историю?
- А над недавней работать неинтересно. Ну что такое XVIII век – бантики, рюшечки? Современный костюм вообще не вдохновляет. Тем более какие-то дизайнерские вещи. Понимаете, если начать работать в этом направлении, то в первую очередь придётся делать платье. А это неинтересно, интересно создавать образ! Он и привязывается к какому-то времени, месту…
Я даже боюсь чрезмерного реализма в кукле, иногда себя останавливаю, чтобы не перейти грань условности, не превратиться в раба мелочей, выделки. Характер можно и сильней показать, а тщательность выделки убьёт индивидуальность.
- Начинать работу надо…
- С головы. Она даёт пропорции тела. Всё должно быть соразмерно. Поэтому у меня заготовки – видите, вон головы торчат – иногда очень долго ждут. Ищу ткань, например… Вот работаю над куклой, чей образ родился из песни Калугина «Рассказ короля Ондатры о рыбной ловле в пятницу». По всей видимости, он просто перепел какой-то миф. О братоубийстве. И возник образ… Голова почти готова, но хочется для одежды использовать рыбью кожу. Как её выделывать – это надо выяснить.
Самая первая группа кукол, которую я сделала, была как раз на японские мотивы. Японская кукла – она очень компактная, ручки-ножки не торчат, получается цельный силуэт. И там множество возможностей для декоративного решения: кимоно можно расписывать, вышивать. Дальше стало сложнее: куклам потребовалось научиться жестам. Пошли русские мотивы, сказочные, фантазийные. В последнее время работаю с сериями, сделаю одну куклу и думаю: а тему можно развить, по-другому повернуть, вот смотрите - этот ангел, например, уже старый, много в жизни повидал. А этот – в противовес - молодой ещё, вон как крылышки растопырил, с трубой, дурачок… Так же вышло с колдунами, с серией оборотней. Ведь любую проблему всегда можно рассмотреть с разных сторон. В человеке есть доброе и злое, верно? Так и мои куклы – какие-то добрые, какие-то – не очень.
- Вы придумываете им характеры или вкладываете часть себя?
- Себя, конечно. В большинстве своём. В главных кукол. Моя любимая – Джен с Зелёных Холмов. Шотландка. Мы с Иваном, сыном моим, даже хотим снять нечто вроде анимационного фильма с этой куклой. Как-то раз мы её фотографировали и заметили, что в зависимости от угла зрения у нее меняется выражение лица. Так возникла идея фильма. Надеюсь, мы её осуществим.
- Сколько всего у вас кукол?
- Штук 50. Я никогда не считала, многие дарила, а некоторых уже и не помню… Самой первой уже нет – я их дарю, причём с удовольствием.
- Выставка в Японском центре у вас была единственной?
- Да. Сначала я как-то об этом вообще не думала. Мне процесс интересен. Пока делаю куклу, получаю удовольствие. Иногда потом посмотрю – тоже нравится, иногда – нет. Тогда просто её убираю. Можно сказать, работаю в шкаф.
А выставка – идея сына. И воплощение его же.
- Куклы для вас хобби?
- Есть такое красивое слово - «самовыражение». Есть в этом что-то от театра. Хочется побыть немножко вот такой, как Джен, а потом – как вот эта японка. Или как лисы-оборотни… Это целая серия «Мутабор». Запала мне в душу с детства эта сказка. Она ведь о том, как хочется поиграть, но как опасно заиграться, понимаете? Вот есть ведь люди волчьей натуры – им нужно рыскать, куда-то идти… Волк-оборотень – это из человека в зверя, а лисы – из зверя в человека.
Вот это – невеста Гензеля и жена Грюма. Жена Грюма мне всегда была симпатичнее, чем Ассоль. Потому что Ассоль молодая и красивая, а жена Грюма много работала по хозяйству, ждала мужа каждый день. Вот из таких мыслей она у меня выросла. И представила, как хранит она в сундуке красивый вязаный платок, как надевает по праздникам. И связала ей такой.
А невеста Гензеля – она тоже оттуда, из скандинавских таких мотивов, но она ещё девочка, наивная, надеется, что у неё всё в жизни будет иначе. А мне жена Грюма нравится больше.
И никакой мистики при этом. Магического смысла в своих кукол я не вкладываю, но для меня они живые.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ