Истребители

Приморскую флотилию и основные базы Тихоокеанского флота, государственную границу на юге российского Дальнего Востока и город Владивосток с апреля 1934 года защищает с воздуха 22-й гвардейский Краснознамённый истребительный авиационный полк.

22 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2295 от 22 февр. 2008
46420e1c69b4183b649b108d94fc8930.jpg

Приморскую флотилию и основные базы Тихоокеанского флота, государственную границу на юге российского Дальнего Востока и город Владивосток с апреля 1934 года защищает с воздуха 22-й гвардейский Краснознамённый истребительный авиационный полк.

Опять «двойка»

30-тонные машины легко, даже изящно отрываются от земли и взмывают в небо. Буквально вереницей. Как только одни садятся, другие тут же отправляются в полёт. Непрекращающаяся череда вылетов днём и ночью. За лётную смену каждый офицер выполняет по нескольку вылетов.

Репортёров «В», приехавших накануне Дня Вооружённых Сил к гвардейцам на военный аэродром Центральный в посёлке Угловое под Артёмом (в просторечии называемом «двойкой»), заверили, что это не показательная демонстрация, а каждодневная работа.

У боевых лётчиков есть примета: не фотографироваться и не давать интервью до полёта. А вот командир полка гвардии полковник Анатолий Золотухин верит только в мастерство своих подчинённых и в истребители, которыми управляют его гвардейцы.

- Забыты, как кошмарный сон, девяностые годы, когда из-за нехватки топлива каждый вылет на боевое дежурство был штучным, - говорит один из лучших военных лётчиков дальневосточного объединения ВВС и ПВО. – Сейчас у нас имеется возможность постоянно оттачивать навыки пилотажа. И учить молодых лётчиков. Мало окончить училище и досконально изучить матчасть, быть бесстрашным и любить небо. Надо научиться понимать истребитель - и тогда вы с самолётом станете одним целым.

Кстати, сам командир сейчас чаще летает на «спарках» (в учебно-боевом варианте «Су-27» кабина на двух пилотов), постоянно учит молодых офицеров. У каждого лётчика в полку в месяц набирается от 10 до 15 часов налёта. Офицеры части мечтают достичь уровня мастерства своего командира, так же, как он, виртуозно выполнять фигуры высшего пилотажа.

- Наша непосредственная задача - защищать воздушные рубежи родины, - продолжает рассказ Анатолий Васильевич. – И мы с этим нормально справляемся, пусть читатели «В» и все жители Приморья не беспокоятся за безопасность в небе. К примеру, именно наши лётчики, прикрывая несколько лет назад самолёты-разведчики «Су-24», «вскрыли» авиационно-ударную группировку американских ВМС во главе с авианосцем «Кити Хок». Для 7-го флота США это стало шоком, а несколько наших офицеров получили государственные награды. Да, впрочем, ваша газета об этом рассказывала.

Сейчас возможности истребительного полка значительно увеличились, поскольку на вооружение поступают модернизированные самолёты с новыми двигателями и с мощным оружием на борту. Жаль только, что взлётно-посадочная полоса, оборудование связи и радиолокации, техника обеспечения не обновляются. Однако гвардейцы не сетуют, надеются, что и база на земле рано или поздно улучшится. Ведь и от этого тоже зависит общая безопасность.

~~Справка «В»
За основу модернизированного самолёта «Су-27СМ» взят «Су-27». Новый истребитель с самой современной авионикой, спутниковой навигацией и двигателями от разработчика ОКБ имени Сухого по своим характеристикам вплотную приблизился к самолёту пятого поколения «Су-35», но значительно его дешевле. Дальность полёта увеличилась до 4,5 тысячи км. Максимальный потолок – 18,5 км. Самолёт вооружён 30-миллиметровой автоматической пушкой со 150 патронами. Может нести на подвесках до 10 ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» с лазерным и телевизионным наведением, крылатые ракеты, а также до 6 корректируемых авиационных бомб.~~

Есть одна у лётчика мечта – высота!

В небе над южным Приморьем уже несколько месяцев ведётся интенсивное обучение всего лётного состава полка на уникальных самолётах нового поколения «Су-27 СМ». После модернизации на авиационном заводе имени Юрия Гагарина в Комсомольске-на-Амуре обновлённые «Сушки» с конца прошлого года стали поступать в полк на юге Приморья. Гвардейцы вначале на земле на тренажёре (в июне планируется установка нового тренажёра, доставленного из центра переподготовки пилотов в Липецке), а потом и в воздухе отрабатывают всевозможные упражнения и элементы пилотажа и ведения боя.

- Если раньше нам приходилось выполнять роль чистых истребителей-перехватчиков, то сейчас возможности самолёта позволяют становиться и бомбардировщиком, и штурмовиком, - рассказывает командир эскадрильи гвардии подполковник Андрей Нестеров. Он только что вернулся из полёта, ещё спина мокрая. Беспокоился не за себя, следил, как летают подчинённые. – Техника очень сложная. Но зато позволяет летать в любых метеоусловиях и несёт на борту самое современное вооружение.

Следом приземляется заместитель командира части гвардии подполковник Геннадий Лейбкинд. Офицер доволен результатами прошедших полётов:

- Пусть наши заклятые друзья не расслабляются. И хотя в полку молодых пилотов около половины (средний возраст лётчиков – 29 лет), их умение не вызывает особых сомнений. А что они не сделают, то за них выполнят спутниковая навигация и имеющаяся на истребителе аппаратура. При необходимости в бою редкая машина сравнится с «Су-27 СМ» по маневренности и силе оружия. Причём поступление новых самолётов в полк продолжается.

«Су-27 СМ» оснащены всего два полка в стране – оба на Дальнем Востоке. Помимо 22-го гвардейского они стоят на вооружении 23-го истребительного на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре.

~~Справка «В»
Когда полк заступает на боевое дежурство, в постоянной готовности днём и ночью находится 2-4 самолёта (заправленные и с полным боекомплектом). От сигнала тревоги до отрыва шасси истребителя от бетонки проходят считанные минуты. Параллельно каждый офицер уже успевает получить информацию о целях и задачах, погодных условиях, маршруте полёта. На случай непредвиденных обстоятельств у пилота имеются надувной плот в катапульте, личное оружие, НЗ с высококалорийными продуктами, медикаменты, рыболовное снаряжение, мачете. ~~

В бой идут одни старики…


6 декабря полку исполнится 90 лет (старше на 3 дня только вертолётный полк в селе Черниговка). Ведёт историю ещё с эскадрильи, что воевала в составе 25-й Чапаевской дивизии. За разгром противника на юге Урала четверо пилотов награждены орденами Красного Знамени. Затем были бои в Туркестане и Афганистане, служба в Белоруссии (за участие в параде на Красной площади 1 мая 1933 года Иосиф Сталин весь лётный состав пригласил в Кремль на банкет) и в Приморье.

В Великую Отечественную войну полк с воздуха прикрывал ТОФ и Владивосток. При этом все самые опытные офицеры отбыли в действующую армию. Из них четверо стали Героями Советского Союза. В войне с Японией в небе над Китаем, Кореей и Сахалином 103 человека получили ордена и медали. В сентябре 1945 года часть стала гвардейской. Гвардейское знамя вручал нарком ВМФ СССР прославленный адмирал Николай Кузнецов.

Именно сегодня исполняется ровно 40 лет, как часть наградили орденом боевого Красного Знамени. Старожилы говорят, что до этого в воздушное пространство СССР вторгся самолёт-нарушитель – американский «Нептун». И был сбит. Оба пилота, летавших на «МиГ-17» на перехват, получили по ордену Красного Знамени. С тех пор ни одному самолёту потенциального противника не удалось приблизиться к воздушным рубежам России над Приморьем.

За 90 лет полк летал на самолётах «Ньюпор», «Фартри», «Сопвич», «Фарман», «Ваузен», «Фоккер», «И-3», «И-5», «И-15», «И-16», «И-153», «МиГ-3», «Ла-7», «МиГ-17», «МиГ-17 ПФ», «МиГ-19», «Су-9», «Як-25 М», «МиГ-23» (именно он стоит на постаменте у трассы Хабаровск - Владивосток), «Су-27» и «Су-27 СМ».

Сегодня командование и личный состав прославленной части будет чествовать руководство администрации Артёма в связи с главным праздником мужчин – защитников Отечества.

Автор: Николай Кутенких Николаевич